*
Форум ТВС
*

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
Reply to this topicStart new topic
> За непридуманную жизнь
Ольга
сообщение 27.02.2004, 15:01
Сообщение #1





Группа: Пользователь
Сообщений: 11665
Регистрация: 3.09.2001
Пользователь №: 61



За непридуманную жизнь

Анна Рудницкая

Режиссер из Кирова выдвинул на Государственную премию Веру Казакову. Героиню собственного фильма он считает полноправным соавтором Алексея Погребного, главного режиссера Кировской студии "Вятка-телефильм", Государственной премией уже награждали - в 2000 году, за фильм о жизни кировского фермера Орловского "Лешкин луг". ТЭФИ, "Лавр", далее по списку - это все в коллекции Алексея Погребного тоже имеется.
У Веры Казаковой до сих пор от государства была только пенсия по инвалидности. Но 12 июня в Кремле ей тоже должны вручить Государственную премию. Включить ее в число номинантов предложил сам Алексей Погребной, сказав, что "женщина, которая писала сюжет моего фильма собственной жизнью, заслуживает награды не меньше режиссера".

Повесть о ненастоящем человеке

Зачем нормальному человеку смотреть кино про женщину-инвалида? Кино, в котором ровным счетом ничего не происходит - просто рассказывает про свою жизнь слегка экзальтированная женщина: "Вредная была, упрямая и родилась задом наперед. А мама слабенькая была после войны, и ребеночка тащили за ноги. Вдавили мне четыре вывиха..."

Травма при рождении, инвалидность - и жизнь как вечное "никогда": замуж - никогда, дети - никогда, ни за что: А боль - физическая боль - всегда: "Боль меня не оставляет ни на секунду". Вот и весь сюжет. Все остальное - просто обстоятельства.

"Как-то ехали в телеге по деревне, а я чуть под колеса не выпала. Мама меня за капюшон поймала. А жаль: Мама бы столько не настрадалась. Раз - и все: А то все дети как дети, а тут черт-те что..."

"До школы было добираться четыре квартала, и отец все десять лет уходил в обед с работы, чтобы посадить меня в автобус - я сама не могла зайти. А на уроке еще вставать заставляли, когда задание отвечаешь: уцепишься за парту и висишь из последних сил... В десятом классе я уже только два раза в неделю могла в школу ходить. И все равно закончила отличницей. Успела подать заявление на иняз и заболела. Встала я, когда пошел снег... Отец за руку довел меня до ближайшего учебного заведения- просто куда я сама могла дойти. Освоила машинопись. Выбора не было. Так прошло 20 лет".

"Он мне позвонил по ошибке. У меня был бывший номер общества "Знание", и мне звонили всякие умные люди и спрашивали: "Это общество "Знание?" А я отвечала: "Нет, это мое общество, не нравится - положите трубку". А он позвонил уже поздно вечером, когда я устала отвечать. И я совершила редкую для меня глупость. Я сказала: если вам плохо, то приходите, суп на кухне, а я сплю, вы мне не мешайте. У него голос был, как у Алеши Скворцова. А когда я его увидела, то испугалась до смерти, потому что он был похож на бандюгу, а не на Алешу Скворцова. И у него на самом деле было горе. Горе называлось разводом. К тому же он пришел ко мне больной, с температурой. Я сказала: оставайтесь. Так и попривыкли друг к другу..."

"Мне было сказано, что всю беременность я буду лежать кверху пузом, потому что не смогу ходить или буду волочить это пузо по асфальту... А когда сыну четыре года было, узнали, что деревню нашу бульдозером собрались сносить, потому что она бесперспективна. У отца инфаркт случился, маму мы тогда уже похоронили. Я тут же уволилась с работы, взяла сына и помчалась в деревню, и стала там жить. Одна против всего района. Обрезали нам электричество, вода ушла из колодца. Они сюда технику нагнали и стали рыть карьер. Но я их победила. Я исходила все кабинеты и доказала, что это экологическое преступление. А карьер попросила лесника сосенками засадить. Теперь там пять гектаров молодого леса и грибы ковром".

"Я была ненастоящая. Были какие-то таланты - я их не развила. Были чувства - я их все придушила. Ведь и то мне нельзя, и это, и смешно, и нелепо: Я была недочеловеком. Но моя биография меня не добила. Я живая".

Зачем нормальному человеку смотреть это кино? Потому что это кино не про женщину-инвалида, а про то, как жить со своим "никогда", которое на самом деле есть у каждого. А все остальное - просто обстоятельства.

Кино о людях-невидимках

Зачем нормальный человек берет в руки камеру и снимает такое кино, которое по определению не приносит ни денег, ни славы? Среди героев Алексея Погребного - ни космонавтов, ни поп-звезд, ни президентов. Зато есть Железный Генрих, у которого нет ног, но есть несколько изобретенных собственноручно музыкальных инструментов и которого режиссер не убил во время съемок только чудом - тот все время пытался критиковать творческую манеру Алексея Погребного в выражениях типа "Деревенщина, что ты понимаешь в музыке!.." Есть "счастливчик" Роман Щипан, который вообще не должен был родиться, потому что у него с мамой была несовместимость резус-факторов, но он все же родился, окончил на "отлично" школу, пишет пронзительные стихи, которые ему некому прочитать, а написанные специально для фильма автобиографические заметки назвал - "За жизнь!"

Фильмы Алексей Погребной все время снимает об одном и том же - о том, как быть счастливым, даже если жизнь дала тебе для этого минимум необходимого. Или отобрала максимум.

- Когда Орловского, героя моего "Лешкиного луга", посадили, многие возмущались: "Что ж ты про такого человека кино снимал!.." Почему-то многие думают, что на экране должны появляться только идеальные персонажи. А я видел прекрасно, что он совсем не идеальный, мой Орловский. Сложный человек. Но этим и интересен.

С Верой Васильевной Алексей Иванович познакомился как раз во время съемок "Лешкиного луга". Фильм снимался десять лет, снятые серии периодически показывались по местному телевидению. После каждой серии режиссеру звонила на студию какая-то женщина и делилась впечатлениями. Оценки были настолько точными, что режиссер захотел познакомиться с рецензентом. Рецензентка отказывалась категорически. Потом все же пригласила в гости.

Рассказать о себе перед камерой Алексей Погребной уговаривал Веру Васильевну год. Потом еще больше года снимал. Фильм длится 52 минуты, а Алексей Погребной продолжает навещать Веру Васильевну, которая уже два месяца как перебралась из любимой деревни Суеваловы в ненавистный город и лежит в кировской квартире сына с диагнозом рак четвертой степени - боится ложиться в онкодиспансер, где врачи сказали ей, что она безнадежна, и надеется только на врача Болотова, рецепты которого публикует газета "Вестник ЗОЖ": "Если бы только он меня к себе взял..."

Таких, как Вера Казакова, в нашей стране тысячи. И таких, как фермер Орловский, - тысячи. И им, наверное, было бы интересно посмотреть на себя. Но шансов сделать это у них нет. На премьере фильма "Извините, что живу" в Кирове тронутые монологом Веры Васильевны женщины говорили, что хорошо бы студии "Вятка-телефильм" обзавестись собственным кинотеатром, потому что кино они снимают хорошее, а смотреть его негде. Кинотеатра с тех пор у студии не появилось, зато всех ее сотрудников вывели за штат КГТРК "Вятка" и лишили финансирования - теперь снимают на свои. И видят эти фильмы главным образом критики на фестивалях документального кино - в сетке государственных каналов для фильмов Алексея Погребного и его коллег места остается все меньше: из региональных программ последовательно убирают все, кроме новостей. А новости государственных каналов чем дальше, тем больше интересуются жизнью только одного человека в государстве, и телевидение, по выражению Погребного, "становится похожим на строй солдат, одинаково одетых и с одинаковыми лицами"...

"Жаловаться на жизнь - последнее это дело", - негромко говорит с экрана только что похоронивший маму безнадежно одинокий больной мальчик Рома Щипан. Но не видящей себя стране, изо всех сил занятой удвоением ВВП, нет до него никакого дела.

И премий на всех не хватит.

Киров - Москва
"МН"
=============
А "Лешкин луг" я помню...
Go to the top of the page
 
+Quote Post

Reply to this topicStart new topic
1 человек читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0




Яндекс цитирования
RSS Текстовая версия Сейчас: 19.12.2018 - 14:26