Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Сочи-2014: Рублевка выходит к морю
Форум ТВС > Общие форумы > Основной
Мизантроп
СОЧИ-2014: РУБЛЕВКА ВЫХОДИТ К МОРЮ
Дачное ориентирование — единственный вид спорта, который будет представлен на «зимней Олимпиаде» в Сочи…



Есть проекты национальные. Это когда энная сумма денег распределяется тонким слоем среди нуждающихся граждан, которые узнают о свалившемся в их карманы счастье благодаря бодрым репортажам Гостелерадио. А есть проекты элитарные. Это когда энная сумма денег распределяется в пользу узкой группы лиц, как правило, ведающих распределением. Как вы понимаете, напрямую об этом Гостелерадио не расскажет — электорат не поймет. Поэтому элитарные проекты обычно маскируются под национальные. Так, чтобы граждане подумали: все — по многочисленным просьбам трудящихся.
Федеральная целевая программа «Развитие города Сочи как горно-климатического курорта (2006—2014 годы)» формально национальным проектом не считается. Но по бюджету: 328 миллиардов рублей, и по уровню официальных патронов: вице-премьер Александр Жуков и министр финансов Алексей Кудрин — это чистой воды нацпроект. Значит, помимо матчасти, в нем должен быть идеологический момент. И он есть — идея проведения в Сочи зимней Олимпиады-2014. Поскольку, по мнению правительственных чиновников, «успехи на международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, а также ее военной и политической мощи». Вот вам идеология, вот вам величие. Под это государство и инвесторы (в большинстве своем — госкомпании) готовы дать около 12 миллиардов долларов. Вопросов два: на что в действительности будут потрачены эти деньги и кто станет их осваивать?


Первым делом и у специалистов, и у простых граждан возникает резонный вопрос: почему зимнюю Олимпиаду надо проводить в самом южном городе России, единственной территории в стране с субтропическим климатом? Есть ведь и Мурманск, и Урал, Питер в конце концов, которые гораздо больше подходят для таких целей, не говоря уж о Сибири. Ну да ладно, при определенном объеме вложений искусственным снегом можно засыпать и Арабские Эмираты.
Теперь вопрос из области не столь иррациональной: стоит ли закладывать такую большую сумму под проект, будущее которого зависит от решения Международного олимпийского комитета? Ведь МОК, как известно, в последние десятилетия не склонен отдавать России крупные спортивные форумы. Но, судя по всему, это не считают за фактор риска: решено, что деньги Сочи получит вне зависимости от того, состоится ли в городе Олимпиада или нет. Так может, и не в спорте дело?
На аналогичную мысль наводит и структура предполагаемых затрат. Так, из более чем 180 миллиардов рублей, на которые планирует раскошелиться бюджет, сооружение собственно стадионов, катков, лыжных трасс и т.д. потребует только 11,7 миллиарда рублей. С учетом восьмилетней «выдержки» проекта сумма едва ли не в пределах инфляционной погрешности. Иное дело — реконструкция транспортной инфраструктуры (автомобильных дорог, аэропорта и морского порта), которая обойдется без малого в 120 миллиардов рублей. И еще 33 миллиарда — на электростанции.
Вот мы и вычленили суперидею проекта, которая сводится к одной из любимейших затей российской номенклатуры — масштабному строительству. Известно, что процесс этот, равно как контроль за его финансированием, тем сложнее, чем труднее природно-климатические условия. Сочи с его горами (читай: туннели, эстакады, серпантины на скалах) — идеальный вариант. Впрочем, списывать все на пресловутую коррупциоемкость было бы неправильно. Дело в том, что чиновные дачи в Сочи уже есть (самая известная — Бочаров Ручей, резиденция президента РФ). А нормальных подъездных путей к ним нет. В такой ситуации и мигалка не поможет. Только бюджетное финансирование.
Сочинский аэропорт — советский долгострой, и довести его до ума, пожалуй, стоит. Непонятно только, какую часть из четырех «транспортных» миллиардов он получит и насколько объем инвестиций соответствует требованиям города с населением менее миллиона жителей, когда та же Москва, действительно задыхающаяся от переизбытка пассажиров, не может дождаться реконструкции Шереметьева.
С морским пассажирским портом ситуация еще менее ясная. Если Сочи и может быть центром туризма, то только не морского. Дело в том, что российское Черноморское побережье лежит далеко в стороне от торных путей: совершать круизы в замкнутом Черном море, согласитесь, не слишком интересно. Если уж у государства появились деньги, не логичнее ли было бы вложить их в реконструкцию Новороссийского морского порта, который действительно имеет для транспортной системы России стратегическое значение, в том числе и как южные нефтяные ворота?
Ответ может звучать просто: именно в Сочи швартуются чиновничьи мегаяхты. Такие, как президентская «Олимпия», габариты которой с трудом вписываются в существующий причал. Разве вам было бы приятно держать Bentley в ракушке?
Мы еще забыли упомянуть о проекте, который прямо в концепции не прописан, но в случае ее реализации будет осуществлен с большой долей вероятности. Речь идет о возможности переноса железнодорожной ветки Туапсе—Адлер от морского побережья в глубь материка, в горы. Цена вопроса — 90 миллиардов рублей.
Это в бюджетных ассигнованиях. На самом деле речь идет о земле. О той самой земле, на которой сейчас стоит железная дорога. С одной стороны — узкая (метров сто) прибрежная полоска, на которой располагаются галечные пляжи и единичные коттеджи (их в прошлом году с большим шумом и нулевой эффективностью пытался ликвидировать главный природоохранец Олег Митволь). С другой стороны — частный сектор, который, если дорогу перенесут, со всей очевидностью будет снесен. И вот тогда уже можно будет строить Дачи. Дачи таких людей, при одном упоминании которых призрак Митволя развеет легким морским бризом… А местные аборигены — в горы, там климат для здоровья полезнее…

Но иногда важнее даже не что строят, а — кто.
Пока имена счастливчиков неизвестны, то есть известны не до конца. Зато есть нормативная база. Согласно постановлению правительства РФ от 8 апреля 2004 года № 196, «функции государственного заказчика федеральных целевых программ в установленной сфере деятельности» выполняет Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой).
ФЦП налицо, стройка налицо, значит, без этого ведомства дело вряд ли обойдется. Тем более что с 30 декабря прошлого года замруководителя Росстроя работает Владимир Коган, относительно недавно оставивший пост президента ЗАО «Банкирский дом «Санкт-Петербург». Говорят, что именно своему банкирскому и вообще предпринимательскому прошлому он обязан близким знакомством с экс-вице-мэром города на Неве Владимиром Путиным.
Из всей славной питерской плеяды Коган одним из последних перешел на госслужбу. Но зато куда! Его предыдущая должность звучит так: генеральный директор ФКП «Северо-Западная дирекция Госстроя России — дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга от наводнений». Да, это та самая питерская дамба* . Пусть поруководил ею Коган совсем недолго — в районе полугода, — зато набрался достаточно опыта для того, чтобы реализовывать подобные (по финансовой емкости, низкой эффективности и принципу максимальной обеспеченности государством) проекты в масштабах всей страны.
Фамилия другого замруководителя Росстроя, Анатолия Попова, менее известна, но биография его также заслуживает внимания. Так, в 2001 году он был назначен генеральным директором федерального казенного предприятия «Дирекция по строительно-восстановительным работам в Чеченской Республике». Он восстанавливал Чечню так удачно, что к февралю 2003 года стал премьер-министром республики, а в августе даже исполнял обязанности Кадырова-старшего. Но в мае следующего года Ахмат-Хаджи не стало, и г-н Попов перешел на работу в федеральное правительство.
Кстати, федеральная целевая программа по восстановлению Чечни — единственный крупный проект, который вывешен на сайте Росстроя в разделе достижений.
Наконец, Росстрой подведомствен Минрегионразвития, глава которого Александр Яковлев успел поработать и мэром Санкт-Петербурга (в период дамбы), и полпредом президента в Южном федеральном округе (в период перманентного восстановления Чечни).
Словом, в сфере государственного строительства подобралась сплоченная и многоопытная команда, способная выстроить дамбу под любой финансовый поток.
Это со стороны федерального правительства. Но есть ведь еще инвесторы, чей вклад в проект оценивается приблизительно в 70 миллиардов рублей.
Среди них выделяется «Газпром», который уже застолбил несколько участков на Красной Поляне (цена сотки земли там уже сопоставима с рублевской). Предполагается, что список госкомпаний будет расширен. И строить они будут вовсе не дороги и электростанции, а гостиничные комплексы и элитное жилье. Бизнес не совсем профильный, зато очень доходный. И тогда наконец цена квадратного метра в южном городе сравняется с московской (сейчас она ниже в два раза). А серьезные люди, которые въедут в новые квартиры, не будут огорчены необходимостью делить лестничную площадку с нищими плебеями.
Вообще нельзя отмахнуться от мысли о том, что уже сейчас Сочи — город, выполняющий госфункции. Наряду с Питером и Москвой. Но при этом он радикально отличается от них по уровню инфраструктуры. Грубо говоря, здесь нет ни достаточного количества участков, чтобы строить дачи, ни достаточно хороших дорог, чтобы с комфортом к ним добраться, ни причалов, не так много и vip-развлечений.
Федеральная целевая программа должна исправить это несоответствие. Двенадцати миллиардов долларов вполне хватит для того, чтобы дотянуть горно-лыжный курорт до уровня запросов нынешней элиты. Вот только стоит ли тратить на это средства, превышающие бюджет всех национальных проектов, вместе взятых? И главное — чем это аукнется людям, которые уже живут в Сочи? Понятно, чем.
Местный люд в большинстве своем зарабатывает деньги с июня по сентябрь, в туристическую страду. Только вот при осуществлении проекта «Сочи-2014» простой турист здесь станет в диковинку (помните, как коренным жителям Санкт-Петербурга советовали убраться из дома на время празднования трехсотлетия города?). Простой турист поедет в демократические (в плане ценовой политики) Турцию, Египет или на Кипр. А випам бабушки, торгующие домашним вином и чурчхелой, не нужны.

* Сооружение дамбы началось в 1979 году. Только в советский период долгострой поглотил около 30 миллиардов рублей. Начиная с 2000 года на него выделено более двух миллиардов рублей. Но и по сей день стройка далека от завершения — работы завершены на 65—70%.

Алексей ПОЛУХИН


ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Считается, что Олимпиада — предприятие выгодное: увеличивает спортивный потенциал страны, приносит доходы, развивает регионы плюс имиджевый фактор. Но все это при одном условии: если Олимпиада проводится в нужное время и в нужном месте.
Насчет времени мы не опоздали. А вот выбор субтропиков в качестве места проведения зимнего форума заставляет усомниться в здравом рассудке российских спортивных руководителей — в этом предположении сходятся практически все эксперты.
Даже на Красной Поляне «приличный» снег держится три-четыре месяца.
Все остальное время зимние условия там придется поддерживать с помощью «снежных пушек». В остальных окрестностях Сочи к помощи новых технологий придется прибегать круглогодично. То есть морозить санно-бобслейные трассы, делать искусственную лыжню, обсыпать снегом трамплины и тратить уйму электроэнергии на ледовые арены.
Общеизвестно: в России действительно негде тренироваться прыгунам с трамплина, фигуристам, конькобежцам, горнолыжникам, бобслеистам и далее по всему списку зимних видов. Но если спортивные чиновники всерьез рассчитывают использовать объекты, построенные в Сочи, в качестве тренировочной базы, их придется здорово огорчить.
Нищим федерациям, которые не в состоянии купить даже нормальную форму, подобные тренировки в финансовом смысле не поднять — проще по-прежнему летать в Северную Америку или в Альпы. Это если говорить даже о членах сборных команд, про резерв и думать не приходится. Ведь круглогодичное обслуживание этих спортсооружений, вполне возможно, обойдется в сумму, равную, а то и превышающую стоимость их строительства.
Вот и придется на ледовой арене для керлинга открывать вещевой рынок с турецким ширпотребом, а с трамплинов будут прыгать разве что дети высокопоставленных чиновников. Хотя они как-то привыкли все больше в Австрии…

После замечания модератора следовало самому исправить заголовок. Предупреждение.
Ольга
ОРАТЬ обязательно?
Это текстовая версия форума, возможен только просмотр основного содержимого сайта. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста нажмите сюда.
Invision Power Board © 2001-2013 Invision Power Services, Inc.