Цитата
О шарлатанах от науки
Пишу брошюрку, адресованную гражданским организациям. Случайно из-под пера вылетел настолько прелестно ядовитый пассаж, что с пылу, с жару кладу его сюда.
В академическом сообществе и экспертном мире есть несколько ярких, узнаваемых и довольно широко распространённых основных типов шарлатанов и аутсайдеров, как персон, так и организаций. Попробуем набросать их портреты, чтобы вы могли опознать их уже в первом приближении и не иметь с ними никаких дел – тогда не придётся и расхлёбывать неприятные последствия.
«Шаманы». Основное образование у них техническое или естественнонаучное. На эту базу легло в лучшем случае заочное, обычно же – в виде каких-нибудь курсов, школ или семинаров обучение в области гуманитарных или общественных дисциплин. Причём скорее «модных», чем классических, т.е. это скорее политология, чем философия, скорее маркетинг, чем экономика, скорее НЛП, чем фундаментальная психология, и т.п. Отлично умеют камлать и стучать в бубен – то есть в совершенстве владеют приёмами демагогии. Представляются методологами, конфликтологами, психотехниками, гендерными аналитиками, специалистами по лидерству и т.п., причём внятно объяснить, что это значит, не могут: ответ по существу сводится к тому, что это очень «круто», и непосвящённым не понять. Любят зацепиться за одно слово и бесконечно «теребить» его, вкладывая в это действо мистический смысл. Например, в состоянии часами рассуждать о разнице между демократией и народовластием. Любят слово «дискурс», но обычно путают его с парадигмой. Ловятся на безграмотности и кухонном, «попсовом» понимании фундаментальных научных категорий.
«Папуасы с бусами». Испытывают непреодолимую страсть к длинным, громким, вычурным названиям и титулам, включающим слова «международный», «всемирный», «глобальный», «академик», «президент» и так далее (конечно, имеются в виду случаи, когда реальный масштаб организации не соответствует претенциозной заявке). Любят козырять пёстро, безвкусно оформленными дипломами и сертификатами таких же мифических академий и ассоциаций. Увлекаются почвенничеством, духовностью, Вернадским и Гумилёвым. Похожи на Выбегалло: «был он циник, и был он дурак». «Папуасов» легко спутать с провинциалами, страдающими комплексом Наполеона. Последние на первый взгляд выглядят так же нелепо, однако на второй порой оказываются вполне дельными людьми. Второй взгляд имеет смысл бросить, если речь идёт о городе уровнем ниже университетского центра.
«Продавцы бус папуасам». Состав этой категории смешанный. Наполовину это международные эксперты, которые не просто не видят разницы между Россией и Бангладеш, но и не хотят её видеть. Наполовину – наши соотечественники, немного поучившиеся за рубежом на каких-нибудь ускоренных курсах менеджмента или продвижения НКО и воспринявшие всё это всерьёз. Кстати, универсальная примета всех горе-экспертов: у них начисто отсутствует всякое чувство юмора. Характерная примета: продавцы бус очень любят создавать ресурсные центры НКО и проводить дорогостоящие общенациональные конференции, где подробно, с мазохистским наслаждением говорится о проблемах, и ни слова – о решениях. Либо в качестве решения предлагается опыт всё того же Бангладеш. К счастью, таким «экспертам» как правило не приходится платить – обычно они идут «в нагрузку» к международным программам. Но время и усилия пожирают, что досадно.
Если шаманы, папуасы и продавцы бус - группы пересекающиеся, то следующая категория, аксакалы, надо отдать им должное, стоят особняком.
«Аксакалы». Автор этих строк отдаёт себе отчёт в том, насколько неполиткорректно следующее утверждение: на пенсию выходить нужно; это гигиенично. Однако убелённые сединами профессора, эмоционально и интеллектуально застрявшие в конце 80-х – начале 90-х, представляют собой действительно удручающее зрелище. Они до сих пор оперируют такими понятиями, как базис и надстройка или пирамида потребностей по Маслоу, спорят о том, является ли гомосексуализм психическим заболеванием и думают, что собственность бывает государственной, частной, личной либо кооперативной.
Пишу брошюрку, адресованную гражданским организациям. Случайно из-под пера вылетел настолько прелестно ядовитый пассаж, что с пылу, с жару кладу его сюда.
В академическом сообществе и экспертном мире есть несколько ярких, узнаваемых и довольно широко распространённых основных типов шарлатанов и аутсайдеров, как персон, так и организаций. Попробуем набросать их портреты, чтобы вы могли опознать их уже в первом приближении и не иметь с ними никаких дел – тогда не придётся и расхлёбывать неприятные последствия.
«Шаманы». Основное образование у них техническое или естественнонаучное. На эту базу легло в лучшем случае заочное, обычно же – в виде каких-нибудь курсов, школ или семинаров обучение в области гуманитарных или общественных дисциплин. Причём скорее «модных», чем классических, т.е. это скорее политология, чем философия, скорее маркетинг, чем экономика, скорее НЛП, чем фундаментальная психология, и т.п. Отлично умеют камлать и стучать в бубен – то есть в совершенстве владеют приёмами демагогии. Представляются методологами, конфликтологами, психотехниками, гендерными аналитиками, специалистами по лидерству и т.п., причём внятно объяснить, что это значит, не могут: ответ по существу сводится к тому, что это очень «круто», и непосвящённым не понять. Любят зацепиться за одно слово и бесконечно «теребить» его, вкладывая в это действо мистический смысл. Например, в состоянии часами рассуждать о разнице между демократией и народовластием. Любят слово «дискурс», но обычно путают его с парадигмой. Ловятся на безграмотности и кухонном, «попсовом» понимании фундаментальных научных категорий.
«Папуасы с бусами». Испытывают непреодолимую страсть к длинным, громким, вычурным названиям и титулам, включающим слова «международный», «всемирный», «глобальный», «академик», «президент» и так далее (конечно, имеются в виду случаи, когда реальный масштаб организации не соответствует претенциозной заявке). Любят козырять пёстро, безвкусно оформленными дипломами и сертификатами таких же мифических академий и ассоциаций. Увлекаются почвенничеством, духовностью, Вернадским и Гумилёвым. Похожи на Выбегалло: «был он циник, и был он дурак». «Папуасов» легко спутать с провинциалами, страдающими комплексом Наполеона. Последние на первый взгляд выглядят так же нелепо, однако на второй порой оказываются вполне дельными людьми. Второй взгляд имеет смысл бросить, если речь идёт о городе уровнем ниже университетского центра.
«Продавцы бус папуасам». Состав этой категории смешанный. Наполовину это международные эксперты, которые не просто не видят разницы между Россией и Бангладеш, но и не хотят её видеть. Наполовину – наши соотечественники, немного поучившиеся за рубежом на каких-нибудь ускоренных курсах менеджмента или продвижения НКО и воспринявшие всё это всерьёз. Кстати, универсальная примета всех горе-экспертов: у них начисто отсутствует всякое чувство юмора. Характерная примета: продавцы бус очень любят создавать ресурсные центры НКО и проводить дорогостоящие общенациональные конференции, где подробно, с мазохистским наслаждением говорится о проблемах, и ни слова – о решениях. Либо в качестве решения предлагается опыт всё того же Бангладеш. К счастью, таким «экспертам» как правило не приходится платить – обычно они идут «в нагрузку» к международным программам. Но время и усилия пожирают, что досадно.
Если шаманы, папуасы и продавцы бус - группы пересекающиеся, то следующая категория, аксакалы, надо отдать им должное, стоят особняком.
«Аксакалы». Автор этих строк отдаёт себе отчёт в том, насколько неполиткорректно следующее утверждение: на пенсию выходить нужно; это гигиенично. Однако убелённые сединами профессора, эмоционально и интеллектуально застрявшие в конце 80-х – начале 90-х, представляют собой действительно удручающее зрелище. Они до сих пор оперируют такими понятиями, как базис и надстройка или пирамида потребностей по Маслоу, спорят о том, является ли гомосексуализм психическим заболеванием и думают, что собственность бывает государственной, частной, личной либо кооперативной.
ЖЖ piggy-toy