Цитата(Solodeev @ 25.06.2007, 19:42)
Ты еще молод был, когда этот фильм вышел (1965). И не можешь даже помнить, как он прошел тогда по экранам.
А названные тобою фильмы я не смотрел и не знаю, о ком они. Может вам очень рекомендовали их посмотреть.
P.S. Вспомнил. "Обыкновенный фашизм" я смотрел в большом зале "России" в Москве. Что немного удивило меня.
"Обыкновенный фашизм". Фильм Михаила Ромма через сорок летОтрывок из обсуждения:
Елена Фанайлова: Я вас слушаю, но я никак не могу получить ответ на то, что меня вообще... Вот это несоответствие между тем, чем является фильм, и его восприятие в обществе, меня это как-то беспокоит. Как мне кажется, Туровская и Ханютиным написали сценарий, а Ромм снял абсолютно антифашистский фильм. Он должен полностью попадать в то, что называется «соответствие официальной идеологии Советского Союза» в то время. Он сейчас попадает в нерв времени, он является антифашистским. Так почему же он вызывает такое сопротивление?
Андрей Смирнов: Он является маргинальным сегодня.
Евгений Марголит: Он является антигосударственным.
Майя Туровская: Он является антитоталитарным.
Евгений Марголит: Совершенно верно. Антидержавным, скажем так.
Андрей Смирнов: Сегодня мы видим, как слова "соборность", "державность", "великая Россия" становятся опять главными. Что значит - опять главным? Они были главными и до революции - православие, самодержавие, народность. Сегодня Русская православная церковь, дай ей Бог здоровья, делает отчаянные усилия, чтобы стать на место КПСС в качестве главной идеологической структуры государства. И масса, я не скажу - дураков, это большей частью жулики, которые тщательно ей подпевают и крестятся на каждом из государственных каналов… Сегодня существует волна патриотов вроде господина Николая Бурляева, в прошлом нашего коллеги, замечательного артиста, но в качестве вождя православного российского народа он у меня вызывает некоторые сомнения, а в чем-то даже напоминает нашего любимого Адольфа. Понимаете, в эту палитру совершенно не вписывается фильм "Обыкновенный фашизм", который воспитывает индивидуальное сознание обывателя. Сегодня, когда мы видим, к сожалению, процесс... Я совершенно не согласен с теми, кто говорит, там, о кровавом путинском режиме, это легенда. Freedom House еще не прошлой неделе издал список стран по рейтингу соблюдения прав человека, где Россия оказалась между Северной Кореей, Кубой и Габоном. Это ложь, конечно, и это недоумки составили этот рейтинг, потому что не надо забывать, что из этой страны сегодня можно уехать, можно работать в частной структуре, а не в государственной. И это не большевистский режим, не надо это путать. Но при этом надо отдавать себе отчет, что есть некие силы, и не только они во власти… Власть воспроизводит то, что востребовано сплошь и рядом массовым сознанием: тоска по коммунизму, которая насаждается на государственных каналах, и вот это желание идти всем в ногу. Ну, никак туда не вписывается "Обыкновенный фашизм", который говорит каждому зрителю: ты не скотина, ты не винтик в машине государства, ты образ и подобие Божие, ты сам отвечаешь перед собой, перед своей совестью за то, что ты делаешь. На воспитание индивидуального сознания. Мне кажется, что те люди, которые сегодня так часто употребляют соборность, как еще недавно мы слышали на этом месте матерные выражения, сейчас они их заменили, они просто не понимают, с чем они играют. Мне кажется, что они пытаются мобилизовать народ и без того достаточно темный, а порой и дикий. И хочется сказать только одно. Что вытекает из фильма "Обыкновенный фашизм"? Перестаньте мучить людей, дайте им 20 лет спокойной жизни, как говорил Столыпин, и Россия встанет в первые ряды цивилизованных стран.
Андрей Сильвестров: Удивительно, но наш разговор сейчас затрагивает, по-моему, один аспект фильма Ромма - социальный. А, как мне кажется, есть и другой, не менее значимый - все-таки это мощнейшее произведение искусства, в котором заложен мощнейший аттракцион. Это очень важная вещь, что этот аттракцион впоследствии очень много раз использовало то или иное сознание для той или иной манипуляции. Этот аттракцион очень часто использует сейчас телевидение. Вспомните все предвыборные великолепные, талантливейшие доренки или не талантливые. Это один раз гениально, честно, пронзительно сделанный фильм, который содержал в себе аттракцион мощнейшей манипуляции, которая потом была запущена, и сейчас она так или иначе употребляется телевидением. И в этом смысле этот фильм оказывается на телевидении, но в каких-то своих трансформациях, метастазах. И что характерно, если говорить о метастазах, что первый фильм "параллельного кино" Игоря Алейникова так и назывался "Метастазы", где он снимал перестроечное телевидение на 16-миллиметровую камеру. Из выдержек того, что показывают по телевизору, был составлен фильм. Таким образом, мне было бы интересно вернуть тему нашего разговора к этому фильму, как к художественному произведению в первую очередь.
Елена Фанайлова: Я, если можно, наконец скажу то, что я думаю о подрывной силе этого фильма. Мне кажется, что, может быть, главное, из-за чего советские люди восприняли этот фильм, как фильм не только о фашизме, но как и фильм о своей стране, это огромная визуальная его сила. Ведь смотрите, что там происходит. Там в комментарии Ромма нет ни единого слова критики в адрес советского государства. Еще раз повторяю, это абсолютно антифашистский фильм. Но та картинка, которую мы видим, а именно парады, массовые действия, наконец, посещение Гитлером выставки современного искусства, что напрямую отсылает к этой хрущевской истории с его посещением выставки, там даже планы повторяются, и вот это, как мне кажется, не могло не вызывать вот этих абсолютных параллелей. Но это происходит не благодаря тексту Ромма, это происходит благодаря его великолепному монтажному искусству, отбору материала, когда люди могут идентифицировать то, что происходит в Советском Союзе на парадах, с теми парадами, которые происходили в нацистской Германии 30-40-х годов. Для меня это, может быть, главное впечатление того, как я пересмотрела сейчас уже этот фильм.
Евгений Марголит: Крохотная реплика в... Помню, как папа, вернувшись с просмотра, в совершенном изумлении говорил: Боже мой, там у них Геббельс выступает и писателям объясняет, что им надо писать. Но это же совершенно, как у нас.
Евгений Цимбал: Если внимательно смотреть хронику, то ведь наши парады очень похожи, причем даже не московские парады, которые более растиражированы и более насмотрены уже публикой, потому что используются сплошь и рядом, а вот парады, которые были в Питере, вот они просто один к одному стыкуются с фашистскими парадами. Ритм также точно выдерживается. Если в Германии факельное шествие со свастикой, то у нас точно такое же со звездой, вращающейся, люди укладываются и сидят на четвереньках, образуя из себя звезду и так далее. Но меня в связи с теми многими фильмами, которые я уже делал, используя хроники, волнует вопрос: ну, почему это каждый раз не востребовано? Сейчас Андрей Смирнов сделал фильм о русском парламентаризме. Почему никто не хочет его смотреть?