Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Почему никто не плачет, что "шарик" улетел
Форум ТВС > Эхо Москвы > Сотрудники > Юлия Латынина
Ася Бякина
ПОЧЕМУ НИКТО НЕ ПЛАЧЕТ, ЧТО «ШАРИК» УЛЕТЕЛ
Как связано дело «ЮКОСа» с передачей «Шереметьево-2» группе «Альфа»

Ура! Кто сказал, что дело «ЮКОСа» угрожает частному бизнесу в России? На прошлой неделе получены твердые доказательства обратному: государство передало в управление аэропорт «Шереметьево».
На конкурсе победила группа «Альфа».
Слухи, что премьер Касьянов хочет передать «Шереметьево» «Альфе», и притом безо всякого конкурса, ходили давно. Говорили, что премьер и «Альфа» договорились об этом, еще когда обсуждали сделку «Би-Пи» с ТНК.
Но мы ж не обезьяны какие, чтобы передавать госсобственность без конкурса. И конкурс — был. И победила на нем — «Альфа». Вот такие совпадения.
Раньше в России проводились конкурсы двух видов. Первый вид — на которых платили деньги за собственность. При этом победитель мог предложить меньше денег, чем проигравший, но все-таки надо было платить. А кому это нравится? Второй вид — на которых собственность покупалась за обещания. Пообещать можно — мама, не горюй! Но, как показала история с «Апатитом», потом могут придраться.
Поэтому по «Шереметьеву» был проведен уникальный конкурс. Ни денег, ни обещаний. Одни баллы. Просто сидели чиновники и оценивали достоинства каждого участника по четырем критериям.
Ну и как-то так вышло, что самую восторженную оценку получила «Альфа-груп».
Притом конкурс был — не на передачу в собственность. А на передачу в управление.
То есть конкурс не между владельцами, а между ворами. Потому что какой дурак будет инвестировать свои средства в чужую собственность? Это все равно что ожидать от хакера, получившего доступ к чужому банковскому счету, что он положит на этот счет деньги.
И в этом смысле совершенно не принципиально, кто в конкурсе победил бы: «Альфа», НРБ или Межпромбанк. Все они участвовали в конкурсе хакеров. Только не все победили.
Вы, конечно, спросите: а почему таки не продать «Шереметьево»? Ответ первый — общий. Конкурс по «Шереметьеву» — знамение того, что в новой России невыгодно брать объекты в собственность. Ответ второй — частный. Есть вещи, которые невозможно брать в собственность. Например, потоки контрабанды.
Что такое «Шарик» — «Шереметьево»? Это не только пассажиры. Это грузы, терминалы и таможня. Объем теневого таможенного рынка — 20 млрд долларов по оценкам экспертов.
Знаете, почему в России нет проблемы коррумпированных таможенников, пропускающих в страну наркотики? Потому что у нас любой товар возят, как наркотик, — под псевдонимом.
Наркотики, допустим, везут в цветах. А цветы пишут как «зелень». Нет таможенника, который получает за наркотики. Есть таможенник, который получает за цветы.
И еще любопытная вещь. Как я уже говорила, слухи о передаче «Шереметьева» «Альфе» ходили год назад. Но тогда сорвалось. Почему? Очень просто. «Шереметьево» — базовый аэропорт «Аэрофлота», а пакетом «Аэрофлота» тогда владел Роман Абрамович. У Абрамовича было достаточно ресурсов остановить сделку.
Но вот Абрамович продал свой пакет Национальному резервному банку. И спустя несколько месяцев «Шереметьево» забрала «Альфа».
Вам это ничего не напоминает? А мне — так историю с «ЮКОСом».
Роман Абрамович продал свой пакет «Сибнефти» «ЮКОСу» — компании, отношения которой с государством стремительно ухудшались. В результате Роман Абрамович получил: а) деньги за свое имущество; б) возможность установить контроль над «ЮКОСом», когда власть «ЮКОС» порвет.
Роман Абрамович продал свой пакет «Аэрофлота». После этого административный ресурс «Аэрофлота» уменьшился. Компания управляется неважно. Теперь ее, вероятно, отрежут от льготных тарифов «Шереметьева». После этого достаточно отобрать у «Аэрофлота» платежи иностранных компаний за пролет по русскому небу — и компании поплохеет вплоть до банкротства. Там, в «Аэрофлоте», много интересного, например свежие «Боинги».
Это такое случайное следствие простого закона. Те, кто покупает имущество Абрамовича, обнаруживают, что они купили имущество Абрамовича — минус его административный ресурс. Имущество тут же падает в цене и представляет собой легкую добычу. Для всех. В том числе и для Абрамовича.
И последнее. Государственный аэропорт «Шереметьево» управляется из рук вон плохо. Российские инсайдеры рассказывают чудовищные вещи: о мелких частных фирмах, которые обсели государственный аэропорт и получают деньги за любую услугу: за противообледенительную обработку, за бортпитание, за предполетную подготовку; о взятках за удачный тайм-слот, о теневой составляющей аренды; о том, как виски, по документам проданное в дьюти-фри, на самом деле продается в дорогих ресторанах; о недозаправленных самолетах (за недозаправку летчик получает наличными от заправщика), и т.д.
Иностранные авиакомпании действуют еще проще: они перебираются в «Домодедово», который принадлежит частной компании «Ист-Лайн», выстроен с иголочки и где по определению за то, чтобы взлететь, не надо платить десяти мелким ворам.
Обкусанное чиновниками «Шереметьево» сдает позиции «Домодедову» даже сейчас. Когда все чиновники останутся, а к ним прибавятся еще и олигархи, процесс станет лавинообразным.
Очевидно, что перед группой «Альфа» встанет вопрос: а как конкурировать с «Домодедовом»?
Вопрос не праздный. Несколько лет назад, как только «Ист-Лайн» отстроила новый аэропорт, у нее начались проблемы. ФСБ обвинило ее в перевозке контрабанды и начало гонять по всему полю. Тогда неприятности «Ист-Лайн» связывались с двумя именами — именем всемогущего замглавы ФСБ Юрия Заостровцева и именем «Альфы». Считалось, что именно тогда группа «Альфа» заинтересовалась авиацией. Очень правильно. Новенькое просторное «Домодедово» — стратегически более лакомый кусок, чем «Шереметьево», засиженное чиновниками, со слишком близкими взлетными полосами, с невозможностью расширяться (со всех сторон — деревни и вода, откуда ползет туман).
Будем надеяться, что на этот раз стремление «Альфы» взлететь в небо ограничится замечательной победой в честном конкурсе и не перерастет в принципиальную борьбу государства с ее конкурентами.

Юлия ЛАТЫНИНА, обозреватель «Новой»
02.02.2004
Пегас
p6.gif p1.gif
Валерa
12.gif 12.gif 12.gif
Именно так, Пегас p3.gif
Скептик
Что характерно, "Шереметьевым" долго командовал (сейчас не знаю) наше питерское фуфло - С.Г. Беляев, креатура А.Б. Чубайса. На выборах губернатора в Питере у него был лозунг "Губернатор - мужская работа". Его чуть не засудили за гендерность ...
Это текстовая версия форума, возможен только просмотр основного содержимого сайта. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста нажмите сюда.
Invision Power Board © 2001-2017 Invision Power Services, Inc.