Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Женщины при дворе
Форум ТВС > Разное > Персоналии
nad1107
Хочу посвятить эту тему женщинам, которые изменили историю, или ради которых мужчины готовы были перевернуть мир.

Одна из них ДИАНА ДЕ ПУАТЬЕ




Диана де Пуатье, герцогиня, фаворитка короля Генриха II.
«В те времена, — пишет Ги Бретон о Диане де Пуатье, — когда женщины считались старухами в тридцать лет, такая женщина казалась удивительной и даже необычной». Французский двор считал Диану самой красивой женщиной, многие завидовали ей и пытались подражать.
И действительно, Диана де Пуатье вошла в историю не только как фаворитка французского короля Генриха II, но и как женщина, внешность которой служила еще долгое время эталоном красоты. Она стала возлюбленной Генриха еще тогда, когда он не был королем Франции, и была значительно старше его. Но Генрих испытывал к Диане пылкие чувства с первой их встречи и до конца своей жизни. Это была рыцарская любовь, начало которой положил турнир, и турниром же она закончилась.
Диана родилась в одной из знатнейших семей королевства 3 сентября 1499 года. Ее бабкой была Жанна де Латур де Булонь, и по этой линии Диана приходилась родственницей жене Генриха II — Екатерине Медичи. (Жанна де Латур была теткой матери Екатерины.) Отцом Дианы был Жан де Пуатье де Сен-Вапле.
Проведя детство в родительском доме, Диана в возрасте тринадцати лет была выдана замуж за графа де Брезе дю Молеврие — великого сенешаля Нормандии. Она была счастлива с Луи де Брезе, хранила мужу верность и подарила ему восьмерых детей, из которых выжили только две дочери. Диана была не только красива, но и хорошо образованна, и муж очень уважал ее и часто прислушивался к ее советам.
В 1525 году ее семейная жизнь была омрачена политическими событиями. Король Франциск I начал расправу над сторонниками коннетабля Карл де Бурбон, бежал из Франции к германскому императору Карлу V. Отец Дианы был среди его сторонников. Жана де Пуатье арестовали и ему грозила смертная казнь. Оставить отца Диана не могла и отправилась в Париж, чтобы молить короля о милосердии. Жан де Пуатье получил прощение, и это дало повод всевозможным слухам. Говорили даже, что жизнь отца была куплена ценой невинности, но к тому времени Диана состояла в браке уже 13 лет и имела детей, что дает повод и другие слухи о связи Дианы и Франциска I оставить без внимания. Кроме того, сердце Франциска уже тогда было отдано будущей герцогине д'Этамп.
В следующем году Франциск I попал в плен к германскому императору, и его свобода была куплена ценой обмена на свободу двух его сыновей — 10-летнего дофина Франциска и 8-летнего принца Генриха. Дети французского короля были отправлены к германскому императору, и, по некоторым сведениям, именно в тот момент и произошла первая встреча принца Генриха с Дианой де Пуатье. По воспоминаниям, именно Диана оставалась с принцем, успокаивала напуганного юношу и ободряла его до того момента, когда за ним пришла лодка и он отправился в неизвестность. Юный Генрих уже тогда был поражен ее красотой.
Дофин Франциск и принц Генрих снова обрели свободу через пять лет. В марте 1531 года состоялась свадьба короля Франциска I с Элеонорой Австрийской, и в честь этого торжественного события был проведен турнир. Это был первый турнир, в котором принял участие принц Генрих. На нем присутствовала Диана с мужем. Генрих подъехал к тому месту, где они находились, и склонил перед Дианой свой штандарт, выбирая ее дамой своего сердца.
В том же году Диана де Пуатье потеряла мужа — великий сенешаль Луи де Брезе скончался. Они прожили в браке 19 лет, и эти годы были для Дианы счастливыми. Она искренне скорбела, и даже в дальнейшем, став фавориткой Генриха, она говорила, что часто вспоминает мужа и продолжает тосковать о нем. Диана де Пуатье до конца жизни носила траур — черный и белый цвета. Эти же цвета стали и цветами Генриха. В го время еще никто не мог предположить, что Диана станет фавориткой принца и эта связь продлиться всю жизнь. Впрочем, никто и не думал, что принц Генрих станет королем Франции — дофином был его старший брат Франциск.
В 1533 году принц Генрих женился на Екатерине Медичи, что было бы невозможным, если бы он был дофином. Брак этот шокировал многих, но римский папа Климент VII, племянницей которого была Екатерина, обещал дать за ней в качестве приданого Геную, Милан и Неаполь, против чего король Франциск I не смог устоять. Екатерина не была красивой, но обладала очарованием и изяществом. Принц не любил жену, для него не существовало другой женщины, кроме Дианы, и он всеми силами добивался ее взаимности. Не сразу, но все-таки он добился ответного чувства. Любовная связь Генриха с Дианой началась тогда, когда принцу исполнилось 19 лет, Диана же приближалась в то время к сорокалетнему возрасту. Екатерина, как женщина умная, не стала закатывать сцен, понимая, что при открытой атаке на чувство мужа она может одним ударом все потерять. Она запаслась терпением и ждала, сохраняя хорошие отношения с соперницей, хотя, естественно, и не отказываясь от ведения тайной войны и мимолетных уколов, прикрытых иронией и остроумием. Но Диана также была умной женщиной, к тому же старше и опытней. Она не снисходила до открытой вражды и даже заставляла Генриха проводить время с законной супругой. Пожалуй, она была в числе немногих придворных, которые не стали относиться к Екатерине враждебно, после того как обещанного приданого за ней не дали — папа Климент VII скоропостижно скончался, так и не выполнив обещания.



Генрих стал дофином неожиданно. В 1535 году его брат Франциск внезапно скончался, проболев только одну ночь. Предполагалось, что старший сын Франциска I был отравлен. В этом злодеянии обвинялись и германский император, и, естественно, Екатерина Медичи, ведь флорентийцы славились как отравители. Некоторые приписывали это и Диане де Пуатье, хотя причин у нее не было. Виновных так и не нашли, и дофином стал Генрих. При дворе у Дианы де Пуатье была более грозная соперница — фаворитка короля Франциска I герцогиня д'Этамп Можно сказать, что шла война двух фавориток — короля и дофина. Диана не скрывала своего возраста, просто она действительно выглядела гораздо моложе своих лет. В свои 49 лет Диана была свежа, бодра, стройна и необычайно красива. Все это вызывало подозрение. Сплетники в угоду королевской фаворитке говорили, что Диана занимается колдовством, приготовляя для себя мази с целью поддержания молодости. Другие «считали», что она не так уж и хороша, просто, перед тем как появиться в свете, она долгое время проводит у зеркала, «правя лицо» с помощью косметики, что зубы у нее вставные, а пышность прическе придают дорогие накладные волосы. На самом деле секрет ее был очень простым: Диана вставала в шесть утра, принимала холодную ванну, иногда со льдом, а затем три часа в любую погоду устраивала себе верховую прогулку. Вернувшись, она после легкого завтрака нежилась в постели до полудня с книгой в руках. Она почти не употребляла косметики, считая, что от нее может поблекнуть свежесть кожи.



Молодые дамы при дворе короля стремились подражать Диане, копировали ее прическу, жесты, походку. По почти общему мнению, она была эталоном красоты, к которому следовало стремиться и который еще долгое время после ее смерти был признан совершенством. А эталон был следующим: Три вещи должны быть белыми — кожа, зубы, руки, три — черными — глаза, брови, ресницы, три — красными — губы, щеки, ногти, три — длинными — тело, волосы, пальцы, три — короткими — зубы, уши, ступни; три — узкими — рот, талия, щиколотки, три — полными — руки, бедра, икры, три — маленькими — нос, грудь, голова.
Анна д'Этамп пыталась уверить короля, что Диана опоила молодого Генриха колдовским зельем, и, кстати, из ее окружения и пошел слух, что в смерти молодого Франциска виновата Диана де Пуатье. Если бы король поверил в эти сплетни, то по законам того времени Диана могла бы лишиться жизни, но на ее счастье Франциск I не особенно слушал болтовню своей фаворитки относительно соперницы и даже веселился, наблюдая за «войной двух красавиц». В 1538 году в Париже был распространен памфлет, состоящий из нелестных выражений в адрес Дианы де Пуатье, где она называлась самой уродливой женщиной при дворе, самой старой, самой отвратительной, самой потрепанной и так далее. Но, несмотря на все старания поэта, памфлет не имел успеха.
Тогда герцогиня д'Этамп решила лишить Диану окружения. Сторонников фаворитки дофина «возглавлял» скульптор Бенвенуто Челлини. Он не Раз для своих работ брал за образец Диану. По поручению короля Челлини работал над статуями для фонтанов Фонтенбло. Герцогиня добилась, чтобы его работы и наброски были уничтожены, а заказ передали другому художнику. Для Челлини это был тяжелый удар, но он мужественно его выдержал и не только не покинул Париж, но и не отступился от Дианы.
Екатерина Медичи явно не поддерживала ничью сторону, хотя больше импонировала Диане. Да и после смерти дофина Франциска Екатерине пришлось быть особенно осторожной, так как она была одной из подозреваемых в злодеянии, имевших причины для его устранения. Она же вела себя безукоризненно и к моменту смерти дофина была всем известна как обожательница свекра-короля, старавшаяся всегда быть при нем — из-за сильной к нему привязанности и преклонения. Подобное отношение к королю поставило весь дом Медичи вне подозрений. Екатерина с достоинством вышла из этого испытания и с достоинством стала наследницей трона французских королей. Подобное отношение к королю она сохранила и после того, как ее муж стал дофином.



Вскоре в противостояние герцогини и жены сенешаля (так с иносказательным напоминанием звали Диану в царствование Франциска I) вмешалась и религия. Герцогиня д'Этамп поддерживала Кальвина и протестантов, де Пуатье вместе с герцогами Гизами стояла во главе католической партии. Сам Франциск I долгое время поддерживал протестантов — для ослабления Карла V, но потом начал яростное их преследование. Диана же выдала обеих своих дочерей, рожденных в браке с Луи де Брезе, — одну за Робера Ламарка, герцога Бульонского, принца Седанского, другую за Клода Лотарингского, герцога Омальского, что вкупе с католической ориентацией укрепило ее позицию.
Отношения Генриха и Екатерины осложнялись отсутствием у них детей. Двор обвинял в этом Екатерину, которая долгое время не могла подарить мужу наследника. Так что, взойди сейчас Генрих на престол, он имел бы прекрасный повод для развода — ибо наследники монархов находились под особым попечением провидения и церковь всегда шла навстречу монархам в подобной ситуации. В случае развода с Екатериной брак с Дианой де Пуатье мог бы состояться, но скорее всего Диана не стремилась стать супругой Генриха.
После долгих всевозможных лечений и советов врачей причина отсутствия детей у супругов была установлена. Утверждают, что виновником их отсутствия был Генрих, и ему пришлось даже подвергнуться операции. Но, с другой стороны, у Генриха было двое внебрачных детей, рожденных от разных женщин, и это дает повод думать, что причина бездетности была в обоих супругах. Но как бы то ни было, в дальнейшем Екатерина подарила Генриху 12 детей. У Дианы и Генриха совместных детей не было.
Генрих «позволял» себе и другие «увлечения», но все они были не серьезными. Верность он хранил только Диане. Этого нельзя сказать о его отце — короле Франции Франциске I, который, оставляя в официальных фаворитках герцогиню д'Этамп, очень часто позволял себе увлекаться другими женщинами. Одно их таких увлечений и привело короля к трагическому концу. Желая обладать женщиной, имя которой не сохранилось в анналах истории, он вместе с ней приобрел и «неаполитанскую заразу» — неизлечимое заболевание, от которого и скончался в 1547 году.
Дофин Генрих стал королем Франции — Генрихом II. Диана де Пуатье стала почти что королевой Франции. Двор ждал, что она начнет расправу со своими бывшими противниками, и первой в этом списке стояла герцогиня д'Этамп, которая вернулась ко двору незадолго до кончины Франциска I. Герцогиня не стала ждать и бежала в Лимурийский замок, но и там она не чувствовала себя спокойно, боясь за свою жизнь — слишком много она вредила фаворитке Генриха. Но графиня де Пуатье на удивление всем не стала мстить. Она забыла все обиды и не унизилась до расправы с бывшими «противниками», которые, поняв, что расправы не будет, стали возвращаться в Париж из своих имений. Многие оценили благородство Дианы и искренне просили у нее прощения за прежние обиды. Анна д'Этамп в Париж не вернулась и до конца своих дней проклинала Диану, не в силах оценить проявленное той милосердие.



Отношения графини и супруги короля Екатерины Медичи тоже изменились, хотя внешне остались прежними. Только ближайшие соратники из окружения королевы догадывались, как она ненавидит свою соперницу.
А возможно, Екатерина считала на тот момент Диану лучшим вариантом, так как на любовь Генриха рассчитывать не приходилось, и кто бы заменил Диану в сердце Генриха, также было не известно. А графиня де Пуатье имела такт и соблюдала видимые приличия. Ее влияние на короля было огромным, но разумным, и интересы государства также в них учитывались. Екатерина, когда ей удавалось остаться с мужем наедине, тоже вносила свою лепту в формирование Генриха как государя. Она не говорила с мужем о чувствах или о сопернице. Беседы шли о политике, о способах управления государством, об отношениях короля и знатнейших людей королевства. Наблюдая много лет за супругом и Дианой, Екатерина поняла, что та держит короля не только красотой (и уж конечно не колдовством), но и умом, в котором отказать ей было нельзя. Королева была весьма образованной женщиной, не менее умной, чем ее соперница, и именно это она и пыталась доказать мужу.
Начиная с 1543 года она ежегодно рожала королю детей и почти полностью удалилась от государственных дел. Ей оставалось только наблюдать за схватками придворных партий и демонстрировать свою любовь к Диане, с которой король проводил большую часть времени.
Для Дианы де Пуатье не было секретом истинное отношение к ней Екатерины. Двор относился к обеим женщинам с должным почтением, хотя многие и не понимали, как король может отвергать молодую и приятную супругу ради женщины, которая по возрасту годилась ему в матери. Сама Диана относилась к Екатерине Медичи уважительно и почтительно, никогда не проявляя враждебности. А в 1550 году во время путешествия в Жуанвиль, когда Екатерина заболела какой-то неизвестной болезнью, Диана осталась рядом с ней. Придворные предпочли покинуть королеву, боясь заразы, но Диана не ушла. Именно она обеспечила королеве круглосуточный уход, вызвала из Парижа врача, которому покровительствовала Екатерина, навещала больную по несколько раз в день и молилась за ее здоровье. Вскоре Екатерина поправилась, но к Диане чувства благодарности она не испытывала.
При королевском дворе находилось много врачей, алхимиков и предсказателей, которым покровительствовала королева. Одним из них был знаменитый Мишель Нострадамус, предсказавший Генриху II смерть во время турнира. Другой астролог Люк Горик назвал время гибели короля. Всего этого было достаточно, чтобы Екатерина с началом 1559 года постоянно просила супруга отменить все турниры или не участвовать в них. Но Генрих не верил предсказаниям, и в 1559 году в возрасте сорока одного года вышел на бой на копьях с графом Монгомери. Граф отказывался от опасной чести, но король настоял, не подозревая, что бьется в последний раз. В сшибке граф перебил королевское копье, и обломок его попал Генриху в глаз. Он умер через 11 дней, запретив преследовать своего невольного убийцу.
Генрих был еще жив, но Диану де Пуатье к нему не допускали по приказу королевы. Екатерина прислала ей подробный список того, что требовала вернуть как «принадлежащее короне — украшения, подаренные королем, сервизы и золотые кубки. После смерти короля Диана прислала королеве все согласно списку, «приложив» еще и свой замок Шенонсо с прилегающими землями. Снова благородный жест. Но в этот раз и Екатерина решила быть благородной и предложила Диане поместье Шомон-Сюр-Луар.
Обмен состоялся. Диана уехала в свои владения, которые не покидала до самой смерти. В последние годы жизни она основала несколько приютов и больниц, которые содержала на собственные средства. Екатерина ее не преследовала: она была политиком и понимала, что Пуатье более не опасна, а поддаваться в политике эмоциям — непозволительная роскошь.
Диана де Пуатье скончалась 22 апреля 1566 года. Оставшиеся с ней друзья уверяли, что даже смерть не смогла лишить ее красоты.
nad1107
МАРИЯ АНТОНОВНА НАРЫШКИНА

Нарышкина Мария Антоновна (урожденная кн. Четвертинская) — жена обер-егермейстера Д. Л. Нарышкина и фаворитка АЛЕКСАНДРА I, императора России.



Родилась 2 февраля 1779 г. и была дочерью князя Антония-Станислава Четвертинского (от первого брака его с девицей Копенгауз). Одаренная от природы замечательно красивой наружностью, Мария Антоновна 15-ти лет была уже фрейлиной, в 1795 г. она вышла замуж за богатого вельможу Д. Л. Нарышкина (это событие в свое время было воспето Державиным в стихотворении "Новоселье молодых"). Блестящая партия дала Марии Антоновне выдающееся положение в петербургском свете, и его не могли поколебать всем известные отношения к ней Императора Александра I. Этому много способствовали ее такт и уменье держать себя в свете, а глубоко привязанный к ней молодой Император, со своей стороны, тщательно избегал проявления своего чувства такими внешними знаками отличия и почета, которые могли дать пищу излишним толкам. К тому же, чуждая всякого честолюбия, Мария Антоновна не вмешивалась в государственные дела, хотя одно время на нее возлагалось много надежд как ее соотечественниками, мечтавшими о возрождении Польши, так и сильной придворной партией, стремившейся отклонить Государя от союза с Наполеоном. Влияние Марии Антоновны сказывалось всего более в мелочах, в просьбах и ходатайствах за разных лиц, пользовавшихся ее добротой и доступностью. Под конец Мария Антоновна стала, видимо, тяготиться своим исключительным положением, она, как говорит графиня Эделинг, "сама порвала те отношения, которых не умела ценить".

Красота Марии Антоновны Нарышкиной была "до того совершенна", что, по словам одного из современников (Ф. Ф. Вигеля), "казалась невозможною, неестественною". Идеальные черты ее лица и безукоризненность форм выступали еще ярче при всегдашней простоте ее наряда, на блестящих балах она всегда появлялась скромно одетой, держалась особняком... При своей чарующей наружности Марии Антоновна обладала высокими качествами ума и сердца: "ее доброта отражалась не только в ее взоре, но и в голосе и каждом ее приеме". Муж Нарышкиной был снисходительным, причем красота очаровательной жены ничуть его не трогала. Однако ее прелести были достаточно привлекательны, чтобы пленить могущественного монарха, даже когда ее украшало лишь простенькое платье из белого крепа и гирлянда из тех голубых цветов, которые называют незабудками. Дети все назывались Нарышкиными, несмотря на то, что муж Марии Антоновны отлично знал, что не он их отец. К своей участи Дмитрий Львович относился спокойно, с достоинством и видимым равнодушием: Пушкин называл его «рогоносец величавый».
Говорят, что в один прекрасный день, когда император был в отличном расположении духа, он назначил Нарышкина обер-егермейстером со словами, обращенными к супруге обманутого мужа: "Так как я ему поставил рога, то пусть же он теперь заведует оленями". Александр оставил Дмитрию Львовичу 300 000 рублей для обеспечения своих детей.



Время, проведенное Марией Антоновной в Петербурге до 1813 г., было самым блестящим в ее жизни. Нарышкины жили зимой в своем доме на Фонтанке (ныне графини Шуваловой), а летом на даче "Ma Folie" на Крестовском. Жили они с чрезвычайной роскошью, очень открыто, принимали у себя весь город и двор, давали блестящие праздники и балы. Болезнь младшей ее дочери, Софии, побудила Марию Антоновну предпринять в 1811 г. путешествие на юг России, в Одессу, где она провела лето, а осенью объехала Крым. В 1813 году Нарышкина уехала за границу и для здоровья дочери провела долгое время в чужих краях, проживая во Франции, Швейцарии, Германии и Лондоне. В Россию она возвращалась лишь изредка и не надолго, при чем в 1818 г. в Петербурге выдала замуж свою старшую дочь, Марину, за графа Гурьева. В 1825 г. скончалась в Петербурге, во цвете молодости и красоты, дочь ее София, будучи невестой графа А. П. Шувалова. В 1833 г. М. А. Нарышкина поселилась с мужем в Одессе.

Последние годы своей жизни Мария Антоновна жила большей частью за границей, изредка лишь приезжая в Одессу. Скончалась она в 1854 г. на берегу Старенбергского озера и похоронена в Мюнхене, на кладбище Südlicher Friedhof.

nad1107
ЛОЛА МОНТЕС

Фаворитка Людвига I короля Баварии



Лола Монтес, или, как она себя называла, Мария-Долорес Порис-и-Монтес, до своего появления в Мюнхене вела беспокойную и авантюрную жизнь. Никто не знал ничего определенного о ее происхождении. В своих мемуарах она утверждала, что она ирландка по отцу, испанка по матери, англичанка по воспитанию, француженка по характеру и космополитка в зависимости от обстоятельств. Примечательно ее замечание, "что она принадлежит всем нациям и никакой в особенности".

Родилась Лола в Монтрозе 17 февраля 1821 года, в Шотландии, в семье английского офицера колониальных войск Джилберта. Ее мать происходила из старинного испанского рода. В младенческом возрасте девочка отправилась с родителями в Андалузию. Но в Испании они оставались недолго, так как отец был послан в Индию, где вскоре умер. Обладавшую взрывным и необузданным характером девочку отдали в пансион в Бате, между Бристолем и Лондоном...

Уже в ранней юности началась ее любовная и скитальческая жизнь. Лола танцевала на сценах Лондона, Парижа, Варшавы, Петербурга и Москвы, а потом через Петербург отправилась в Берлин, где выступала на сцене дворцового театра в Сан-Суси. Потом направилась в Лейпциг, Вену, Париж, Венецию, Феррау, Рим, Капую и Неаполь. В третий раз за свои 23 года она побывала в Париже, а затем в Марселе, Барселоне и Мадриде. Но на своей родине не задержалась; Она посетила Севилью и некоторые испанские города, а потом отправилась во Францию, танцевала в Бордо и, после небольших остановок в Париже, Баден-Бадене и Гамбурге в сентябре 1846 года прибыла в Мюнхен.



В баварской столице никто поначалу не обратил внимания на иностранку. Кто бы мог подумать, что она приведет в смятение целый город! Везде, где бы она ни была, она поражала очарованием своей экзотической красоты.

Лола Монтес попросила короля Людвига принять ее. Тот посчитал это дерзостью. Но когда Людвиг I, король Баварии, романтик и ценитель искусства, увидел красотку Лолу, одетую как испанка, его гнев моментально испарился. Его чувствительную к женским прелестям натуру тотчас очаровал ее шарм, и он решил выслушать девушку. Видимо, его особая склонность ко всему испанскому и решила дело. Аудиенция длилась значительно дольше, чем обычно, и имела далеко идущие последствия.

Если Лола и не удостоилась благоволения публики, то этим вечером она имела тот самый успех, перед которым меркнут все другие: она заслужила бурные аплодисменты одного человека - самого короля. Его взгляд знатока радовали грациозность ее тела, милое личико с ярко-голубыми глазами, тяжелые черные косы, соблазнительный ротик с перламутровыми зубками. Глядя на этот андалузский цветочек, стареющий король забыл о грузе прожитых лет, о достоинстве монарха. В его чувствах смешались ревность и страсть.

Она высоко оценивала свои прелести и уже не раз опробовала их: ее взрывной темперамент, соблазняющие движения, оригинальная манера поведения позволяли ей без труда завоевывать мужские сердца.



В придворных кругах эта связь короля с испанской танцовщицей осуждалась довольно снисходительно. Лола была не первой красоткой, воспламенившей сердце короля. Но когда она магической силой своего влияния полностью подчинила его и поссорила с придворными, официальное мнение резко изменилось. Даже королевские советники увидели, что такое положение серьезно задевает их.

А вскоре слухи о разнузданности иностранки поползли по городу. В Лоле уже видели немецкую Помпадур, которая хотела разрушить взаимопонимание и дружбу между повелителем и народом.

Естественно, король, которому она подарила позднее счастье, защищал ее от всех посягательств и даже в таких случаях, когда она действительно была в чем-то виновата. Появление Лолы на улицах Мюнхена было зачастую вызовом обычаям и нравам. Она выходила с кнутом, с сигаретой или даже с сигарой во рту и уже одним этим нарушала все приличия. Кроме того, у Лолы была очень тяжелая рука! Пресловутые истории о ее оплеухах стали постоянным предметом рассмотрения полицейскими властями и послужили причиной публичных скандалов, которые королю удавалось замять только личным вмешательством.

Создавалось впечатление, что отношения короля с дамой стали делом государственной важности! Поздняя страсть короля высмеивалась во всех слоях общества, и каждый считал себя вправе критиковать их.

С одной стороны, все это раздражало Лолу, а с другой - заставило задуматься о том, что ее положение при короле должно стать более прочным. Постепенно она стала даже подумывать о том, что ей, иностранке, предназначено играть определенную политическую роль в Баварии.

Лола думала, что, если она занимает такое высокое положение, ей и надлежит заниматься чем-либо серьезным. Лола хотела помочь своему другу королю в управлении государством, а для этого надо было ознакомиться с механизмом управления. Она также одолевала короля просьбами прибавить к ее имени и положению титул графини, втайне надеясь стать одним из советников короля.

Людвиг был готов исполнить и это ее желание. Он уже подарил своей фаворитке небольшой дворец на Барерштрассе и назначил ей ежегодную пенсию в 70 000 гульденов, а также пожизненную пенсию как артистке придворного театра, купил дорогие платья, драгоценности, экипаж и небольшую придворную конюшню, заказал ее портрет для дворцовой галереи... Так пусть же завистники злятся, услышав о ее возвышении, которое будет только венчать все эти сокровища!

Красотка Лола упивалась своим триумфом и приставала к королю с просьбами привести к ней в салон всех министров. Людвиг, как всегда, безоговорочно поддержал ее притязания.

Лола Монтес использовала красоту и очарование своего тела для достижения собственных целей. Она знала, чего добивается! А король просил министров почаще бывать у Лолы, хотя так и не встретил у них понимания.

Фон Маурер совершенно откровенно объявил, что будет держаться как можно дальше от общества так называемой графини. Лола посчитала это оскорблением. Король вскоре уволил министра.



Лолу уже совершенно открыто обвиняли в грубом вмешательстве в государственные дела. Ее упрекали в наглом и вызывающем поведении и жаловались на роковое влияние этой гетеры на повелителя, который променял любовь своего народа на заезжую артистку. Во всех концах города и во всех слоях общества скандальные пересуды стали обычными. Конечно, нашлись и лизоблюды, которые одолевали красотку Лолу просьбами. Она и вправду начала думать, что действительно обладает властью. Народ называл ее "Правительницей".

Свои письма она сначала подписывала по-французски "Мэтресс дю руа" (куртизанка короля), пока король не запретил ей это безобразие...

Мюнхенские студенты образовали общество "аллеманов", члены которого, принадлежавшие к баварской знати, обязались защищать короля и его возлюбленную от любых нападок. Они сопровождали Лолу на прогулках. Однажды на Монтес напала возмущенная толпа, и, несмотря на защиту аллеманов, она с трудом добралась до королевского замка. Нападение было приписано студентам, противникам аллеманов, и университет был закрыт. На экстренном собрании в ратуше было решено потребовать от короля удаления фаворитки, в случае же отказа 30 000 горожан обещали взяться за оружие. На следующий день, 11 февраля 1848 года, толпа пошла на штурм дома Монтес. Уже трещала железная решетка на окнах и Лола приготовилась отстреливаться, но прислуга силой вывела ее через черный ход и усадила в приготовленный полицией фиакр, который умчал ее из Мюнхена. После отречения Людовика (20 марта 1848 года) Новое правительство признало недействительным выданный Монтес диплом на графское достоинство. Монтес перебралась в Лондон, где вышла замуж за поручика Гульда.

Последние годы своей жизни Монтес постоянно выступала в печати с идеями эмансипации женщин. Хотя ее жизнь вряд ли могла служить примером для пропаганды этих идей.

После изгнания из Мюнхена Лола Монтес вела беспутную бродячую жизнь. Везде ее окружали старые и молодые франты. Она жила то в Лондоне, то в Париже и наконец вместе со своим импресарио Виллисом отправилась в 1852 году в Америку, где выступала в Нью-Йорке, Бостоне, Филадельфии и в Нью-Орлеане. А в Сан-Франциско она появилась на сцене в качестве освободительницы баварцев от ига ультрамонтанов!

Когда-то прославленная и талантливая танцовщица умерла всеми забытая в глубокой нищете. На церковном дворе в Гринвуде под Нью-Йорком еще и сегодня можно увидеть надгробную плиту с надписью: "Мисс Элиза Джилберт, умерла 17 января 1861 года в возрасте 42 лет".

1907Z
Nad1107,Спасибо, очень интересно! А продолжение будет?
nad1107
19077, конечно, я для этого решила создать эту тему, чтобы рассказать, что МЫ ЖЕНЩИНЫ всегда были, есть и будем быть "Хрусталем" и "Драгоценным камнем" для мужчин.
nad1107
УОЛЛИС СИМПСОН

Сначала фаворитка, потом супруга короля Великобритании Эдуарда VIII



Принц Эдуард был первым и любимым правнуком знаменитой британской королевы Виктории, занимавшей в XIX веке английский престол целых 64 года.
За эти годы Виктория разжилась множеством наследников. У нее было девять детей и сорок внуков. В 1901 году королеву-долгожительницу сменил на престоле ее сын Эдуард VII, а через девять лет настал черед внука - Георга V, которому наш принц как раз и приходился сыном. Так 17-летний Эдуард сделался прямым наследником престола и получил титул принца Уэльского.
Историки утверждают, что принц вел вполне беспечный образ жизни, путешествовал и хотя время от времени заводил романы, однако о женитьбе, кажется, не помышлял. Даже шутил, что, видимо, никогда не женится, потому что слишком увлечен спортом и театром.
И вдруг ноябрьским вечером 1930 года в его жизнь вошла Уоллис Симпсон. Вошла, чтобы остаться там навсегда.
Урожденная Уорфилд, Уоллис родилась в Америке, была хороша собой и явно имела склонность к любовным приключениям. К моменту встречи с принцем она уже трижды p5.gif побывала замужем и, кроме того, пережила несколько бурных романов.
Ее первый муж умер от туберкулеза, со вторым разошлась. Потом испытала безумную страсть к какому-то аргентинскому дипломату, который в конце концов от нее сбежал. Пытаясь избавиться от перенесенного стресса и излечиться от этой несчастливой любви, Уоллис уехала в Китай.
Судя по всему, "курс лечения" прошел успешно, и в Нью-Йорк Уоллис вернулась, готовой к новым романтическим похождениям. Вскоре она встретила мистера Симпсона, ставшего ее новым мужем. Они поженились в 1928 году и сразу же отправились в свадебное путешествие по Европе. После чего поселились в Лондоне.
Тут бы ей и угомониться, но Уоллис продолжала жить активной светской жизнью, посещала балы, скачки, многочисленные салоны и ужины. Говорят, что комфортнее всего на этих вечерах она чувствовала себя с красивыми молодыми мужчинами, с которыми флиртовала без устали.
На одном из таких вечеров в ноябре 1930 года она и была представлена принцу Уэльскому. Позже Уоллис вспоминала, что ей особенно запомнились его печальный взгляд, золотистые волосы, вздернутый нос и абсолютная естественность.
По привычке Уоллис попробовала поймать 36-летнего Эдуарда на легкий флирт и с удивлением обнаружила, что он "попался". Их отношения быстро переросли в близкие. Многие британцы считают эту встречу роковой и предначертанной свыше. В качестве подтверждения такой теории приводится предсказание одного астрологического журнала, который незадолго до этого обещал Эдуарду бурный роман: "Если принц влюбится, он скоро пожертвует чем угодно, даже короной, лишь бы не потерять предмет своей страсти". Через несколько лет Эдуард со 100-процентной точностью выполнил это необычайное предсказание, чем немало удивил не только своих соотечественников, но и весь мир.
Когда в январе 1936 года король Георг V скончался, Эдуард позвонил Уоллис и, сообщив ей скорбную весть, поспешил прибавить заверить, что "ничто не может изменить моих чувств к вам".
Впрочем, сама Уоллис не слишком-то верила в возможность брака с королем. Ведь английский монарх, который одновременно является еще и главой англиканской церкви, не мог жениться на разведенной женщине. Но Эдуард VIII был настроен решительно, и Уоллес поняла, что ей надо разводиться с Симпсоном. В этом ей помог сам король, который явился к мистеру Симпсону и прямо заявил, что не может короноваться, если Уоллис не будет стоять с ним рядом. Ошарашенный Симпсон ответил, что пусть, мол, решает сама Уоллис.



А ее выбор был уже известен. Как писали газеты, она чувствовала, что они с Эдуардом созданы друг для друга, что их связывает не только физическое влечение, но и интеллектуальное партнерство, духовная близость.
После того, как лондонский судья, потратив всего 19 минут, узаконил развод Уоллис, над страной нависла опасность так называемого морганатического или неравнородного брака. В консервативной Англии это считалось недопустимым. Но когда премьер-министр Болдуин предупредил короля, что в империи никто не согласится на его брак с миссис Симпсон, Эдуард VIII ответил: "Нет, нет и еще раз нет!" И королю предложили три варианта решения: отказаться от женитьбы; жениться, игнорировав рекомендации правительства; вообще отречься от престола. Для Эдуарда дилеммы: она или престол - не существовало. Король предпочел Уоллис.
В конце декабря 1936 года, пробыв на троне всего 11 месяцев, Эдуард VIII подписал акт об отречении. "Я, Эдуард VIII, король Великобритании, Ирландии и британских доминионов, император Индии, настоящим заявляю о своем твердом и окончательном решении отречься от престола и выражаю желание, чтобы акт этот вступил в действие немедленно..."
Говорят, что Уоллис, которая в то время была в Каннах, пыталась удержать короля от непоправимого шага. Когда он позвонил ей и сообщил, что решающий шаг сделан, Уоллис, как вспоминал один из слуг, произнесла: "Безмозглый дурень". И разрыдалась.
Эдуарду был присвоен титул герцога Виндзорского и рекомендовано покинуть родину. Бывший король тут же отправился в горячо любимую им Францию, где в 1937 году состоялось их бракосочетание с Уоллис Симпсон.
Родина, однако, подготовила им неожиданный свадебный "подарок". Жене герцога Виндзорского полагалось теперь по статусу именоваться герцогиней и "ее королевским высочеством". Дамы должны были приветствовать ее реверансом, а мужчины - низким поклоном. Но под нажимом британского истеблишмента и кабинета министров, винивших в отречении "выскочку-американку", король Георг VI (младший брат Эдуарда) высочайшим повелением лишил Уоллис титула герцогини. Так и осталась она до конца своих дней просто Уоллис Симпсон.
Это был тяжелый удар для Эдуарда, однако внешне он никогда не показывал своей обиды. Жалел ли он о потерянной короне? Сам он говорил, что не очень. Когда много позже продюсер Джек Левьен снял художественный фильм об их жизни, герцог сказал ему после премьеры: "Джек, я проплакал всю картину". Уоллис добавила: "Вот видите, от чего он отказался". На что герцог заметил: "По сравнению с тем, что получил, - от очень немногого".
Эдуард и Уоллис прожили в любви и согласии 35 лет. После его смерти в 1972 году лондонская "Сан" писала: "Великая история любви завершилась. Единственная и неповторимая романтическая история короля, расставшегося с короной ради любимой женщины".



Недавно Национальный архив рассекретил документы из файла Скотленд-Ярда "Отречение короля Эдуарда Восьмого", и все ахнули. Выяснилось, что у этой идиллической истории была и другая, отнюдь не романтическая сторона.
Оказывается, что в 1936 году Эдуард VIII вовсе не хотел отрекаться от престола. Король искал способа вступить в запретный брак и остаться у власти. И помогал ему в этом не кто иной, как Уинстон Черчилль, самый известный британский политик ХХ века. Правда, в тот момент он был в опале, не входил в правительство, но тем не менее оставался важной фигурой в политической жизни королевства.
При участии Черчилля Эдуард написал обращение к народу, которое собирался зачитать по Би-би-си.
"Я не могу продолжать нести тяжелый груз своих королевских обязанностей, - писал Эдуард, - если не укреплю свое положение счастливым браком. Поэтому я твердо решил жениться на женщине, которую люблю... Я потратил очень много времени на поиски женщины, которую хотел бы назвать своей женой. Без нее я был ужасно одиноким человеком. С ней я обрету все то, что может дать семейная жизнь, - домашний очаг, взаимную симпатию и понимание".
Дальше король делал исключительно важное уточнение: "Ни миссис Симпсон, ни я не настаиваем на том, чтобы она стала королевой. Все, о чем мы мечтаем, это чтобы наше семейное счастье принесло моей жене достоинство и надлежащий титул".
Иными словами, он соглашался на морганатический брак, который означал, что его супруга не будет коронована, а их совместные дети не получат право наследования престола.
Текст обращения, отосланный королем премьер-министру, вызвал замешательство среди членов кабинета. Возглавлявший правительство Стенли Болдуин уже объяснял королю, что кабинет не может ему позволить жениться на американке с двумя живыми экс-мужьями. Обращение, в котором не было ни слова об отречении, фактически шло вразрез с рекомендацией правительства и поэтому должно быть признано неконституционным.
Министры испугались, что Эдуард, по сути дела, готовит дворцовый переворот: собирается низложить правительство и поручить Черчиллю быстренько сколотить что-то вроде "Партии короля" и сформировать новый кабинет. Это правительство и санкционирует его брак с Симпсон.
Премьер наотрез отказался разрешать королю выступать с этим обращением и даже предупредил о своем решении директора Би-би-си. У Эдуарда не оставалось другого выхода, как согласиться на отречение.



В файле об отречении содержался еще один секрет, который поверг британцев в шок. Специальное подразделение Скотленд-Ярда, следившее за Уоллис Симпсон с начала ее романа с будущим королем, зафиксировало, что, "хотя она проводит много времени с наследным принцем, у нее есть еще один тайный любовник, которого она содержит".
Этим любовником, как явствует из досье, был продавец автомобилей по имени Гай Трендл. Трендл, у которого, как выяснили британские газеты, была кличка "любовная машина", прослыл в середине 30-х годов в Лондоне весьма успешным донжуаном, с которым проводили время многие довоенные красавицы английской столицы.
По утверждению полиции, этот высокий, статный бывший военный летчик, а с 1927 года служащий фирменного магазина "Форд", завоевывал сердца своих любовниц тем, что великолепно танцевал. Сам он беззастенчиво хвастался, что перед ним не может устоять ни одна женщина.
Наружная слежка установила, что между Уоллис Симпсон и Трендлом была постоянная тесная связь. На людях они демонстрировали дружбу, но часто встречались тайком "для интимных отношений". Пинкертоны даже допросили Трендла, и тот признался, что получал от Уоллис дорогие подарки и деньги.
В досье не сказано, когда закончилась эта интрижка. Высказываются предположения, что Уоллис могла продолжать встречаться с Трендлом вплоть до своего отъезда во Францию в 1936 году. Интересно, что полиция не поставила тогда в известность о своих открытиях ни Эдуарда, ни правительство.
Кто знает, как бы повернулись события, узнай Эдуард об этой измене. Возможно, он предпочел бы порвать с Уоллис и остаться на троне. Тогда его брат никогда не стал бы королем, а его старшая дочь Елизавета была бы не королевой, а всего лишь одной из виндзорских принцесс...



Но произошло то, что произошло. И только потому, что один любовник не знал о существовании другого.
nad1107
ФРАНСУАЗА ДЕ МОНТЕСПАН
Фаворитка короля Франции Людовика XIV



Эта королевская фаворитка, бросившая мужа, фактически царствовала при дворе. Ее гнева боялись члены семьи Людовика и самые высокопоставленные лица в королевстве. Маркиза была в курсе важнейших политических решений. К ее мнению прислушивались министры, генералы и послы. Эта хищная женщина обогащалась за счёт государственной казны. Огромные суммы тратились на содержание ее дворца под Парижем, на покупку земель и драгоценностей.

Франсуаза Монтеспан происходила из знаменитого аристократического рода Рошешуар. Она родилась 5 октября 1641 года. По своему внешнему облику она отвечала тогдашним придворным вкусам: полная, светловолосая, с голубыми глазами. Но новая фаворитка не отличалась ни аристократическими манерами, ни благородным характером. Ей, правда, нельзя было отказать в уме и наблюдательности. Но это нисколько не мешало Монтеспан быть женщиной капризной и, как говорили при дворе, язвительной, "кусающейся". Ее злого языка боялись, и не без оснований: она не щадила никого, лишь бы развлечь и заинтересовать Людовика XIV. И в то же время в Монтеспан было много детского, ребяческого. Она могла запрячь шесть мышей в изящную маленькую карету. У нее были свои козы, о которых она заботилась. Она отдавала своим забавам много внимания и, разумеется, денег.



Монтеспан отличали тщеславие, самовлюбленность. Если королеве шлейф нес ее паж, то Монтеспан - придворная герцогиня. В присутствии фаворитки даже герцогини сидели не на стульях, а на табуретах. В Версале она имела 20 комнат, а Мария Терезия, королева - 10 вместе с комнатами для придворных дам. У фаворитки был собственный двор, ее посещали генералы, министры, послы. Все желания фаворитки выполнялись точно и быстро. Она захотела иметь свои корабли в морях Леванта - и их построили и вооружили за государственный счет. Очередная блажь: Монтеспан понадобились медведи в саду и даже в помещении - она получила их. В одну из ночей "невоспитанные хищники" ободрали обои в комнатах дворца в Версале, и с ними пришлось расстаться. Монтеспан, любительница азартных игр, проигрывала в карты целые состояния, и король платил ее долги. Однажды под Новый год она проиграла более 600 тыс. ливров, а через три месяца еще 4 млн. ливров. Расплачивалась неизменно государственная казна.



Людовик XIV не жалел денег на свою фаворитку. Кольбер приобретал для нее дорогие серьги, браслеты, колье из бриллиантов. Недалеко от Версаля, в Кланьи, построили для Монтеспан дом, но она заявила, что такое помещение подходит только для певички из оперы. Здание сломали и построили по плану архитектора Мансара большой дворец, стоивший 28 млн. ливров. Не только в Кланьи, но и в Версале "султанша" (так между собой называли де Монтеспан придворные) чувствовала себя хозяйкой. Маркиз де Монтеспан имел поместье поблизости от франко-испанской границы. Он был небогат и, несмотря на древность рода, не вылезал из долгов.

Когда король обратил на Монтеспан внимание, она - надо отдать ей должное - забеспокоилась и просила мужа поскорее покинуть Версаль. Маркиз не сделал этого и жестоко поплатился. Он любил жену и не хотел ее уступать никому, даже Его Величеству. Обманутый супруг устраивал Людовику сцены ревности, открыто жаловался на короля придворным. Его успокаивал даже Мольер. В комедии "Амфитрион" прославленный драматург писал: "Делить супругу с Юпитером не позорно". Маркиз так не считал. Он вламывался в комнату жены, грозил забрать детей, которые по закону принадлежали ему, Монтеспана безвинно посадили в Бастилию. Но история была слишком скандальной и неприличной и ревнивца вскоре выпустили из грозной тюрьмы, испугавшись огласки любовной истории короля. Маркиза отправили в поместье, где он устроил "похороны" бывшей супруги.

Монтеспан собрал родных, друзей, прислугу и объявил им о кончине Франсуазы. На следующий день во дворе замка можно было увидеть странное шествие: несколько человек несли пустой гроб, обтянутый черной материей, за ним шли маркиз и двое его детей, юноши-служки со свечами в руках пели. Перед тем как войти в часовню, Монтеспан приказал открыть двери настежь с громким возгласом: "Мои рога слишком велики для узкого входа". Гроб опустили в землю и имя маркизы высекли на надгробном камне. Маркиз Монтеспан так до конца дней своих не простил жене измены. Он отправил письмо Марии Терезии, в котором сообщил о любовной истории короля, что, разумеется, усилило ненависть Людовика XIV к маркизу. Король побаивался отвергнутого мужа и внимательно следил за его появлением в столице.
В таких условиях развод Монтеспан, и без того противоречивший жестким традициям католической церкви, стал еще более затруднительным. Для обретения неверной супругой свободы требовалось по закону несколько лет. После многочисленных отсрочек и выполнения бесчисленных формальностей генеральный прокурор Парижского парламента принял решение о прекращении брачного союза супругов Монтеспан. Маркиз вел себя на суде достойнейшим образом, защищая интересы двоих детей, разоренных продажей имущества отца. Агенты короля вынуждены были согласиться на материальную компенсацию маркизу.

Итак, Франсуаза де Монтеспан властвовала при дворе. Она присутствовала на всех придворных церемониях, занималась вопросами этикета и моды, вершила судьбы придворных. Одним она давала состояния, звания, титулы, других - разоряла, изгоняла, подвергала опале. Политика ее интересовала мало, но государственными делами она вынуждена была заниматься. Стихией маркизы были дворцовые интриги. Шло время и отношения Людовика с фавориткой становились все более напряженными. Монтеспан утомляла и раздражала короля своими капризами, непомерными требованиями, неуемной жаждой денег и власти. Конец многолетней связи приближался. В апреле 1675 г. произошел публичный разрыв между Франсуазой и королем. Она уехала в Париж.

Прошло несколько лет, и над Монтеспан нависла угроза обвинения в покушении на жизнь короля. Монтеспан оказалась втянутой в "дело о ядах". Расследование его началось в 1677 г. Арестовали нескольких "колдуний" и раскрыли настоящий вертеп убийц-отравителей. Замешанными в уголовной истории оказались племянницы Мазарини, графиня Суассон, герцогиня Буйон, маршал Люксембург, многие придворные, крупные чиновники. Главную преступницу Вуазен сожгли 22 февраля 1680 г. В этот день Мольер остался без зрителей: все отправились смотреть публичную казнь, ставшую редким явлением.




Современные историки и юристы заново изучили документы той далекой эпохи. Многие обвинения в адрес Монтеспан отпали. У маркизы не было преступных намерений в отношении короля, не замышляла она и убийств своих соперниц. Но Франсуаза посещала Вуазен и присутствовала на ее колдовских сеансах. Майским утром 1691 г. необычная сцена в Версальском дворце привлекла внимание придворных. Из окон апартаментов, занимаемых Франсуазой Монтеспан, два человека выбрасывали мебель. Охрана потребовала прекратить бесчинства. Неожиданно появился герцог Менский, сын отвергнутой фаворитки, и заявил: "Это делается по моему приказу!". Оказалось, что помещения перешли к неблагодарному отпрыску и он их освобождал таким образом.

И после разрыва с Монтеспан Людовик XIV продолжал выплачивать ей крупные суммы. Летописец двора Донжо записал в своем дневнике 12 апреля 1707 г., что Монтеспан ежегодно получала от короля 1 млн. 200 тыс. ливров. Безмерной была монаршья щедрость! Монтеспан покинула двор в 1692 г. Последние годы жизни она провела в одиночестве, вымаливая прощение у Бога, измучила себя постами и молитвами. Во искупление грехов она носила подвязки и пояс с железными гвоздями. Ее постоянно терзал страх смерти и ада.

Монтеспан умерла в 1707 г. в возрасте 66 лет. До этого она просила мужа о прощении, хотела вернуться к нему. Но маркиз ответил, что и слышать не хочет о своей бывшей жене.

nad1107
МАТИЛЬДА КШЕСИНСКАЯ

ФАВОРИТКА БУДУЩЕГО ИМПЕРАТОРА РОССИИ НИКОЛАЯ II



Звезда русского балета. Первой освоила фуэте,заставила отступить приезжих знаменитостей и открыла дорогу целой плеяде русских танцовщиц - Преображенской,Трефиловой,Павловой,Карсавиной,Спесивцевой. Она была женщиной-легендой,у многих вызывавшей восхищение и страсть. Дожив почти до ста лет, она до последних дней сохранила в своей душе любовь и волю к жизни.

Дед Кшесинской был знаменитым скрипачом (его сравнивали с самим Паганини), певцом и драматическим актёром. Отец - прекрасным танцовщиком. Мать - актрисой. В своих воспоминаниях Кшесинская писала: «Я была любимицей отца. Он угадывал во мне влечение к театру,природное дарование и надеялся,что я поддержу славу его семьи на сцене. С 3-хлетнего возраста я любила танцевать,и отец, чтобы доставить мне удовольствие,возил меня в Большой театр,где давали оперу и балет. Я это просто обожала…» Никого не удивило, что Матильда решила стать танцовщицей и поступила в императорское театральное училище.
На выпускном экзамене в училище в 1890 году почётными гостями была вся царская семья, после состоялся торжественный обед. Александр III усадил Кшесинскую рядом с собой, пожелал ей быть «украшением и славой нашего балета». С другой стороны от Матильды он посадил своего сына Николая, при этом, улыбаясь, сказал: «Смотрите только,не флиртуйте слишком». Вскоре Кшесинская была зачислена в балетную труппу Императорских театров. Первые спектакли, первые роли. Кшесинская очень хотела танцевать Эсмеральду, и обратилась с этой просьбой к Марису Петипа. Мэтр ответил ей, что, только испытав страдания любви, можно по-настоящему понять и исполнить роль Эсмеральды, и отказал.
…Однажды Кшесинская с сестрой прогуливалась по городу. Недалеко от Дворцовой площади мимо них проехал в коляске наследник Ники. «Он узнал меня, обернулся и долго смотрел мне вслед. Какая это была неожиданная и счастливая встреча!». А вот запись из дневника великого князя Николая Романова: «Кшесинская мне положительно очень нравится».
Вскоре наследника отправили в кругосветное путешествие, а когда он вернулся осенью 1891 года, стал ухаживать за Матильдой. Ники дарил ей подарки. Первым из них был золотой браслет с крупным сапфиром и 2-мя бриллиантами. Следующим стал прелестный особняк на Английском проспекте, № 18, построенный великим князем Константином Николаевичем для балерины Кузнецовой, с которой он раньше жил. Кшесинская вспоминала: «…Ники меня поразил. Передо мною сидел не влюблённый в меня, а какой-то нерешительный, не понимающий блаженства любви.»



Надо заметить, что этот роман был заранее срежиссирован в царском дворце, была расписана партитура, и наследник, и Кшесинская с удовольствием исполнили приготовленные им роли. Дело в том, что Николай стал вялым и апатичным. Императрица Мария Фёдоровна забеспокоилась: что с ним? Угнетённое состояние его духа даже обсуждали на семейном совете. Советник императора Константин Победоносцев порекомендовал венценосным родителям, чтобы их сын «перебесился до свадьбы»… По общему мнению, юная Матильда Кшесинская оказалась лучшей кандидатурой. Свести их вместе не составило никакого труда. Для обольщения балерины наследнику выделили большую сумму денег. Аппетиты Кшесинской постоянно возрастали - подарки, лошади, особняк…
Однако у этой любви не было перспектив. Наследник понимал, что для трона нужен династический брак с особой королевских кровей. К тому же он влюбился в принцессу Алису Гессен-Дармштадскую, и 7 апреля 1894 года была объявлена их помолвка.

« Хотя я знала уже давно, что это неизбежно, что рано или поздно наследник должен будет жениться на какой-либо иностранной принцессе, тем не менее моему горю не было границ», - вспоминала Кшесинская. Николай написал письмо своей «дорогой панне»: «Что бы со мною в жизни не случилось, встреча с тобою останется навсегда самым светлым воспоминанием моей молодости». Кшесинская была в отчаянии. «Что я испытала в день свадьбы Государя, могут понять лишь те, кто способен действительно любить всею душою и всем своим сердцем и кто искренне верит, что настоящая, чистая любовь существует. Я пережила невероятные душевные муки»… Пути Матильды и Николая II разошлись. Но он не забыл о своей бывшей пассии, часто посещал спектакли с её участием. В 1914 году она в последний раз исполнила в присутствии императора свой знаменитый «Русский танец». « Я танцевала отлично, я это чувствовала, а чувство никогда не обманывало меня, и уверена, что должна была произвести на Него хорошее впечатление…»
Все письма Николая к ней Кшесинская хранила в заветной шкатулке. Но во имя безопасности во время революции одна из её преданных подруг сожгла эти письма. Об этом Кшесинская узнала лишь через 10 лет… «Я многое потеряла - и состояние, и дом, и драгоценности, лишилась счастливой, беззаботной жизни. Но из всего потерянного я ничто не оплакиваю так,как эти письма…Я потеряла самое драгоценное воспоминание, свято хранившееяся у меня…» Но это было уже много лет спустя… А вот что писала Ксешинская в 1892 году: «Великий Князь Владимир Александрович любил присутствовать на репетициях. Он заходил в мою уборную посидеть, поболтать. Я ему нравилась, и он шутя говорил, что жалеет о том, что недостаточно молод». Ещё одно признание Кшесинской: «В моём горе и отчаянии я не осталась Одинокой. Великий Князь Сергей Михайлович, с которым я подружилась с того дня, как Наследник его впервые привёз ко мне, остался при мне и поддержал меня. Тем верным другом, каким он показал себя в эти дни, он остался на всю жизнь, и в счастливые годы, и в дни революций и испытаний. Много лет спустя я узнала, что Ники просил Сергея оберегать меня, когда мне будут нужны его помощь и поддержка». А «помощь и поддержка» были нужны постоянно. Приглянулась великолепная дача в Стрельне - тут же великий князь Сергей Михайлович купил её на имя балерины. Хлопотливая Кшесинская, любящая уют, немедля привела дачу в порядок, отменно обставила и даже построила собственную электростанцию для её освещения, что было большой редкостью в те времена.



Количество поклонников Кшесинской постоянно росло. В список её камер-пажей входили князь Никита Трубецкой, князь Джамбакуриани-Орбелиани, офицер лейб-гвардии конного полка Борис Гартман, красавец гусар Николай Скалон и многие другие.
Однажды вечером после спектакля Кшесинская давала у себя торжественный обед. Присутствовали сплошь великие князья. Здесь она впервые познакомилась с Андреем Владимировичем, кузеном императора. « Великий Князь Андрей Владимирович произвёл на меня сразу в этот первый вечер, что я с ним познакомилась, громадное впечатление: он был удивительно красив и очень застенчив, что его вовсе не портило, напротив. Во время обеда нечаянно он задел своим рукавом стакан с красным вином, который опрокинулся в мою сторону и облил моё платье. Я не огорчилась тем, что чудное платье погибло, я сразу увидела в этом предзнаменование, что это принесёт мне много счастья в жизни…» Великий князь был на 6 лет моложе Кшесинской. С ним она отправилась в Европу. Он был мил, трогателен и, главное, предан. Может быть, поэтому Матильда Кшесинская решилась на отчаянный шаг: 18 июня 1902 года родила сына. Мальчика назвали Владимиром в честь отца князя Андрея.
В 1914 году Кшесинская уволилась со службы в Мариинском театре и стала гастролировать по Европе. Когда отмечали её 20-летний сценический юбилей( 13 февраля 1911 года), то вечер превратился в праздник всего русского хореографического искусства. Кшесинскую называли «РОССИЙСКОГО БАЛЕТА ПЕРВОЙ БАЛЕРИНОЙ» и даже «ГЕНЕРАЛИССИМУСОМ РУССКОГО БАЛЕТА». Весной 1906 года, вернувшись из-за границы, Матильда купила участок земли на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы и заказала проект дворца архитектору Александру фон Гогену. Мебель поставил известный фабрикант Мальцер. Люстры, бра, канделябры и всё такое прочее, вплоть до шпингалетов, было выписано из Парижа. Дом с прилегающим садом - маленький шедевр фантазии Матильды Кшесинской.
Вышколенные горничные, французский повар, старший дворник - георгиевский кавалер, винный погреб, экипажи, автомобили и даже коровник с коровой и женщиной-коровницей, чтобы было свеженькое молочко для сына Вовы. И любимый фоксик Джиби.

Кроме особняка в Петербурге, Кшесинская приобрела собственную виллу «Алам» на юге Франции. Жила попеременно то во Франции, то в России, выступала то в Петербурге, то в Лондоне, то в Париже. Грянула первая мировая война. Кшесинская на свои деньги устроила лазарет на 30 кроватей для раненых солдат. После событий в октябре 17-го Кшесинская вынуждена была бежать. Оделась она скромно - в чёрное пальто, на голове - платок. В саквояж положила какую-то часть драгоценностей. Прихватила любимого фоксика Джиби и бросилась в омут страшной улицы. Потом какое-то время жила у знакомых. В июле 1917 года Матильда Кшесинская с сыном Володей, преданной горничной Людмилой Румянцевой и старым слугой Иваном Курносовым покинула Петербург. Началось скитание по югу России. Через год были убиты два человека, с которыми была связана Кшесинская тесными узами воспоминаний: Николай II и великий князь Сергей Михайлович. В конце февраля 1920 года на итальянском пароходе «Семирамида» Матильда Кшесинская покинула русскую землю и больше она на неё никогда не Ступала. Конечным пунктом стала Венеция: в 8 часов вечера 22 марта пароход бросил якорь против Дворца Дожей. Началась эмиграция. Первые годы Кшесинская провела с великим князем Андреем на французской вилле «Аллам». В их доме часто бывали Сергей Дягилев, Тамара Карсавина, великий князь Дмитрий Павлович и многие другие. «Мы часто обсуждали с Андреем вопрос о нашем браке. Мы думали не только о собственном счастье, но и главным образом о положении Вовы…Ведь до сих пор оно было неопределённым». Брат Андрея, Кирилл Владимирович, дал согласие на их брак, и 30 января 1921 года в Русской церкви в Каннах состоялось венчание. В день свадьбы князь Андрей записал в своём дневнике: «Наконец сбылась моя мечта - я очень счастлив».
Счастлива была и Матильда Кшесинская: наконец ей был дарован титул и фамилия княгини Красильниковой. Она продолжала вести светскую жизнь, встречалась с Вирджинией Цукки, Айседорой Дункан, Анной Павловой, Фёдором Шаляпиным. Часто выезжала в Монте-Карло, где любила играть в рулетку, нейзменно ставя на цифру «17», за что и получила прозвище «Мадам Семнадцать». Однако для подобных развлечений постоянно требовались деньги. Пришлось продать виллу и перебраться в Париж. Кшесинская организовала свою танцевальную студию, и 6 апреля 1929 года начались занятия. Она оказалась талантливым педагогом и открыла дорогу в балет многим знаменитостям, таким как Марго Фонтейн, Иветт Шовери, Памела Мей и другие. Сама Матильда постоянно поддерживала форму, выступая в спектаклях. В 1936 Году (ей было уже 64 года!) тряхнула стариной и выступила в благотворительном концерте в лондонском «Ковент-Гардене». Она станцевала свой «Русский танец» с большим успехом и вновь была наречена «КОРОЛЕВОЙ РУССКОГО БАЛЕТА». Когда Ксешинская узнала о вторжении фашистских войск в Россию, она сделала запись в своём дневнике: «Что будет с нашей несчастной родиной, что будет с нами!»



Кшесинская прожила долгую жизнь, а её коллеги по творчеству уходили один за другим: Сергей Дягилев, Анна Павлова, Вера Трефилова, Вацлав Нижнинский… А 30 октября 1956 года её настиг самый большой удар: умер великий князь Андрей, муж и отец её сына. «Словами не выразишь, что я пережила в этот момент. Убитая и потрясённая, я отказывалась верить, что не стало верного спутника моей жизни. Вместе с Верой мы горько заплакали и, опустившись на колени, начали молиться… С кончиной Андрея кончилась сказка, какой была моя жизнь».
…В 1958 году Большой театр приезжал на гастроли в Париж. «Хотя со смертью мужа я никуда больше не выезжаю, проводя дни или в студии или за работой, для добывания хлеба насущного, или дома, я сделала исключение и поехала на него посмотреть. Я плакала от счастья… Это был тот самый балет, который я не видела более 40 лет. Душа осталась, традиция жива и продолжается. Конечно, техника достигла большого совершенства…» Свои воспоминания Матильда Кшесинская закончила осенью 1959 года. « В моей жизни, - написала она, - я видела и любовь, и ласку, и заботу… Не хочу ни с кем сводить каких бы то ни было счётов, ни о ком не хочу говорить скверно…»
В её мемуарах нет зла, обвинений. Она так и осталась до конца своих дней гордой примой-балериной императорского театра. Последний период своей жизни она прожила в небольшом парижском домике с весьма скромным достатком, но умудрялась тем не менее помогать многим людям, особенно русским эмигрантам. И до конца своих дней поражала всех своей энергией и жизнерадостностью.
Матильда Кшесинская скончалась 6 декабря 1971 года, не дожив всего лишь 9 месяцев до своего 100-летнего юбилея. Последний приют она нашла на парижском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа – кладбище русских «звёзд первой величины».
potriot
QUOTE (nad1107 @ 2.10.2008, 17:43) *
МЫ ЖЕНЩИНЫ всегда были, есть и будем быть "Хрусталем" и "Драгоценным камнем" для мужчин.


скорее яблоком раздоров 1.gif
nad1107
Potriot, да, согласна с тобой, и яблоком раздора тоже...
Это текстовая версия форума, возможен только просмотр основного содержимого сайта. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста нажмите сюда.
Invision Power Board © 2001-2017 Invision Power Services, Inc.