О рекомендованном автором Пончиком интернетовском "Интервью с гвардии майором Александром Петровичем Аносовым, лётчиком 12-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка Краснознамённого Балтийского флота".
http://www.airforce.ru/history/ww2/anosov/index.htm
Мне трудно судить о реальных технических и (тем более) тактических условиях применения пикирующих бомбардировщиков Пе-2, что прозвучали в интервью. Некоторые моменты там вызывают очень большие сомнения и возражения. Тем более что разброс мнений и оценок лётчиков-ветеранов об одних и тех же самолётах достаточно велик, а то высказываются и прямо противоположные суждения. Можно констатировать, что в целом уровень профессиональной подготовки советских морских лётчиков был несравнимо выше, чем средняя квалификация пилотов сухопутной авиации. Что и понятно – война на море многократно сложнее и беспощадней, чем любые боевые действия на суше. Как я уже когда-то говорил, именно на море решался исход Второй Мировой войны. Мировой океан – это коммуникации, это снабжение всем необходимым, это взаимопомощь союзных стран и армий, это, образно говоря, кровеносная система мира. Кто у кого её закупорит – тот победит.
Не буду заострять внимание на тактико-технических вопросах – это слишком специальная тема. Обращусь к результатам деятельности советской авиации на Балтийском море, о которых говорит лётчик-ветеран А.П.Аносов и в которые, как он считает, судя по его словоохотливости в означенном интервью, внёс свой немалый вклад.
Например, А.П.Аносов утверждает, что будучи пилотом пикирующего бомбардировщика Пе-2 участвовал в налёте на немецкий тяжёлый крейсер "Принц Ойген" в конце 1944 года в районе острова Эзель, когда советские пикирующие бомбардировщики Пе-2 (одним из которых он управлял лично) сильно повредили этот корабль 500-кг бомбами, после чего немецкий крейсер якобы отказался от поддержки артиллерийским огнём своих войск и ушёл в Швецию, где был интернирован. О его дальнейшей судьбе лётчик-ветеран ничего не знает.
Этот эпизод Великой Отечественной войны давно набил оскомину, ибо хорошо известен. Он выделяется на фоне удручающе сонной войны, какую вёл Советский Союз на море. До того советская авиация со столь крупным морским противником, как немецкий тяжёлый крейсер, не встречалась. Правда, "Принц Ойген" к сему эпизоду никакого отношения, не имеет, кроме, разве, косвенного Что же в действительности произошло глубокой осенью 1944 года у западного входа в Ирбенский пролив между мысом Церель на полуострове Сырве (другое название Сворбе) острова Эзель (другое название Сааремаа) и материковым мысом Колкасрагс?!
С конца сентября 1944 года советские войска при поддержке малых боевых кораблей Балтийского флота начали операцию по освобождению островов Моонзундского архипелага. Имея подавляющее количественное превосходство в сухопутных силах, советское командование рассчитывало на быструю победу. Но немцы оказали упорное сопротивление. Вот что об этом пишет тогдашний командующий советским Военно-Морским Флотом адмирал Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецов в своей книге "Курсом к Победе", Военное издательство, Москва, 1989 год (цитирую): "Запланированная на шесть дней операция затянулась на 56 суток. Затяжные бои завязались на полуострове Сырве." (конец цитирования). Правда, в отличие от рассказов лётчика-ветерана А.П.Аносова о происходивших здесь событиях, очевидцем которых он был, всё обстояло как раз наоборот. Лётчик-ветеран почему-то думает, что советские войска высадились на мысе Церель (называя весь полуостров Сырве "Царелем") и долго не могли продвинуться в глубь острова Эзель. В реальности советские наступали с противоположной стороны – со стороны уже ранее захваченного ими острова Эзель по перешейку шириной 3,5 км, соединявшему этот остров с его "отростком" – полуостровом Сырве. Конечным пунктом для наступавших был самый удалённый от перешейка мыс Церель, располагавшийся на оконечности узкого и вытянутого в Ирбенский пролив полуострова Сырве. Здесь, на полуострове Сырве, и были прижаты к морю оборонявшиеся немецкие части.
Завязнув на Эзеле, советские по привычке начали наращивать свои и без того огромные силы. На 10 октября 1944 года на материковом побережье вблизи Моонзундского архипелага были сосредоточены следующие части авиации Балтийского флота: 3-й гвардейский истребительный авиационный полк, 11-й истребительный авиационный полк, 12-й Краснознамённый истребительный авиационный полк, 7-й гвардейский штурмовой авиационный полк, 35-й Краснознамённый штурмовой авиационный полк, одна эскадрилья из 12-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка, одна эскадрилья из 51-го минно-торпедного авиационного полка, 15-й отдельный разведывательный авиационный полк. Сюда же были направлены две авиационные дивизии 13-ой Воздушной Армии Ленинградского фронта. После провала нескольких попыток во второй половине октября 1944 выбить немцев с Сырве командование Балтийского флота бросило сюда все наличные силы своей авиации. Вот как об этом повествует официальная книга исторического отдела Главного штаба Военно-Морского Флота СССР "Дважды Краснознамённый Балтийский флот", издание третье, исправленное и дополненное, Военное издательство, Москва, 1990 год (цитирую): "К середине ноября военно-воздушные силы флота были полностью перебазированы на аэродромы Эстонии и Латвии. Они насчитывали 821 самолёт, в том числе 91 бомбардировщик, 231 штурмовик, 73 торпедоносца и 426 истребителей." (конец цитирования). Всей этой авиационной армаде находившиеся в Курляндском "котле" немецкие войска могли противопоставить лишь 1-ю группу (аэродром Тукумс) и 2-ю группу (аэродром Либава) 54-ой истребительной эскадры (I/JG54 и II/JG54), которые имели на вооружении в сумме 45 исправных самолётов-истребителей Фокке-Вульф FW190A-4.
Главную роль в срыве наступательных действий советских войск на полуострове Сырве сыграла 280-мм артиллерия однотипных тяжёлых крейсеров "Лютцов" и "Адмирал Шеер" и 203-мм артиллерия тяжёлого крейсера "Принц Ойген". Эти три крейсера, составлявшие 2-ю боевую группу Кригсмарине, в октябре-ноябре 1944 года при каждой попытке советских сбросить немецкие части в море несли дежурство у Сырве поодиночке, сменяя друг друга каждые два-три дня, так как в течение этого срока от частой стрельбы обычно заканчивались снаряды. Например, во время очередного штурма 24 октября 1944 года тяжёлый крейсер "Лютцов" выпустил по скученным районам сосредоточения советских войск 304 снаряда 280-мм калибра, 292 снаряда 150-мм калибра и 282 снаряда 105-мм калибра. Плюс ещё несколько сотен снарядов 150-мм и 127-мм калибров израсходовали сопровождавшие крейсер эскадренные миноносцы. Причём советская авиация, неохотно удалявшаяся от берега, так и не смогла обнаружить крейсер, но нанесла удар по оказавшемуся в пределах видимости с берега эскадренному миноносцу Z28, попав в него пятью бомбами ФАБ-100 (к изумлению немецких моряков, не ожидавших такой точности от советских лётчиков), из которых, правда, взорвалась только одна. Эсминец получил небольшие повреждения. Игра в кошки-мышки продолжалась и позже, но советская авиация более ни разу не добилась каких-либо попаданий в немецкие корабли из группы "Лютцова".
Так потихоньку шло время, и, наконец, наступило 18 ноября 1944 года – день решительного штурма полуострова Сырве. Советская 8-я армия и Балтийский флот сосредоточили на перешейке силы невиданной плотности – на каждом километре фронта находилось до 245 артиллерийских орудий и до 120 единиц бронетанковой техники (танков и самоходок). Во многом благодаря поддержке авиации (в общей сложности в первом ударе по немецким позициям участвовало 32 истребителя, 69 штурмовиков и 9 пикирующих бомбардировщиков, при этом потеряно 4 штурмовика) советские войска прорвали передовую линию немецкой обороны, но затем наступление застопорилось. На этом наша авиация, по-видимому, выдохлась, ибо высланные немцами с материкового берега для Сырве подкрепления на быстроходных десантных баржах и катерах (численностью в 68 плавединиц) спокойно пересекли Ирбенский пролив. Появились было 6 штурмовиков Ил-2, но они повели себя, по немецким впечатлениям, как-то вяло и не добились ни одного попадания. (В это самое время, пользуясь долговременным затишьем, все три тяжёлых крейсера 2-ой боевой группы Кригсмарине находились далеко в море – на учениях по отработке совместного маневрирования со стрельбами по мишеням, имитирующим морские цели.)
Утром 19 ноября 1944 года советские войска продвинулись ещё на несколько километров. К полуострову Сырве подошли немецкие эскадренные миноносцы Z25, Z35, Z36, Z43 из 6-ой флотилии эскадренных миноносцев. Советские морские лётчики сразу определили их как "крейсера", а некоторые докладывали даже о "линкорах". Авиация Балтийского флота попыталась нарушить сообщение через Ирбенский пролив – в течение дня туда вылетало 70 истребителей, 50 штурмовиков и 4 топмачтовика (потеряны 1 истребитель, 3 штурмовика и 1 топмачтовик). У немцев потоплена артиллерийская баржа AF18, а миноносец Т23 получил повреждения средней степени.
В предутренней мгле 20 ноября 1944 года к полуострову Сырве прибыл тяжёлый крейсер "Принц Ойген". Сильный снегопад мешал уточнению координат, поэтому крейсер смог открыть огонь только в 16.05 по местному времени. На следующий день видимость была не лучше, и стрельба по береговым целям началась в 12.48 и продолжалась до 17.40. За двое суток было выпущено 514 снарядов 203-мм калибра и 200 снарядов 105-мм калибра. Огонь из-за непогоды не отличался точностью, но советский натиск на немецкие позиции ослаб. Советская авиация бездействовала, береговая артиллерия не доставала до немецких кораблей, а выпущенные подводной лодкой Щ-309 "по вражескому эсминцу" две торпеды немцы не заметили.
В полдень 21 ноября 1944 года советская тяжёлая артиллерия достигла линии, с которой могла обстреливать последний оборудованный немцами для приёма небольших судов пункт – бухту Мынту. Началась подготовка к эвакуации. Вечером того же дня ввиду израсходования боекомплекта "Принц Ойген" и эскадренные миноносцы Z36 и Z43 ушли в Готенхафен (ныне Гдыня, Польша), а им на смену пришёл тяжёлый крейсер "Адмирал Шеер" с миноносцами Т3, Т5, Т9, Т12, Т13, Т16. 22 ноября 1944 года погода немного улучшилась, но оставалась нелётной. На Сырве немецкие части удерживали последние 7 км, что оставались до оконечности полуострова – мыса Церель. "Адмирал Шеер" и его эсминцы открыли огонь со стороны открытого моря, а тральщики, артиллерийские баржи и переоборудованные из рыболовных траулеров и сейнеров сторожевики – со стороны Рижского залива. По настоятельным требованиям сухопутного командования советская флотская авиация всё же начала свои действия с аэродрома Пярну. На поиск немецких кораблей вылетели 10 штурмовиков и 4 истребителя. Шесть Илов-2 кого-то обнаружили, но атака была безрезультатной (1 штурмовик был подбит зенитками и совершил вынужденную посадку на своей территории). При посадке на своём аэродроме 1 штурмовик и 3 истребителя разбились. На этом полёты закончились.
На следующий день, 23 ноября 1944 года, снегопад прекратился, облачность стала менее плотной, а её нижняя кромка поднялась до высоты 3000 метров. В 9.00 пара истребителей Як-7 из 12-го истребительного авиационного полка (аэродром Кагул на острове Эзель) обнаружила "Адмирал Шеер", который в этот момент вёл огонь по берегу. В 10.45 его вторично нашли самолёты-разведчики Як-9 из 15-го отдельного разведывательного авиационного полка. С 10.10 по 11.15 советские самолёты (16 штурмовиков и 10 истребителей) время от времени атаковывали мелкие плавсредства в Рижском заливе и Ирбенском проливе (при этом потеряно 2 штурмовика). Экипаж одного из Илов-2 снова увидел "Шеера".
Тот же день, 23 ноября 1944 года. Полдень. В этот момент началось самое большое морское (вернее – воздушно-морское) сражение, какое только советские смогли дать противнику за всю Великую Отечественную войну. Над "Адмиралом Шеером" появилась восьмёрка пикирующих бомбардировщиков Пе-2 из 12-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка. Ввиду ожидаемого прикрытия крейсера истребителями Фокке-Вульф FW190A-4, ведущий группы не решился пикировать, и вся группа сбросила бомбы (две ФАБ-250 и две ФАБ-100 с каждого самолёта) в горизонтальном полёте с высот от 2200 до 3000 метров и сразу ушла в облака. По возвращении на аэродром было доложено об одном попадании, но по данным авиаразведки бомбы упали далеко от цели. В немецких документах никаких попаданий не отмечено.
Тот же день, 23 ноября 1944 года. Время 12.05. "Шеер" атаковали три топмачтовика А-20 "Бостон" из 51-го минно-торпедного авиационного полка. Тяжёлый крейсер открыл не только зенитный огонь, но и начал стрелять из орудий главного калибра, чтобы высоко вздымающиеся всплески от снарядов затруднили выход на него низколетящих самолётов. Экипажи "Бостонов" – высокоустойчивых и не восприимчивых к воздушным сотрясениям и ударным волнам самолётов – проявили поистине незаурядную для советских пилотов настойчивость. Их безрассудная атака была выделена из прочих в вахтенном журнале и в так называемом "военном дневнике" немецкого корабля, а из корабельных документов сведения о ней попали в отчётные рапорты, направленные командованию Кригсмарине. Сблизившись в бреющем полёте вплотную с "Шеером", самолёты сбросили свои бомбы – три ФАБ-500 и три ФАБ-250. Но все – мимо, хотя по возвращении на аэродром экипажи утверждали, что одной ФАБ-500 попали в миноносец, галсировавший неподалёку от крейсера. Четвёрка Фокке-Вульфов FW190A-4, несколькими минутами раньше заставившая преждевременно сбросить свои бомбы пикирующие бомбардировщики Пе-2, сначала обстреляла топмачтовики на подлёте к району нахождения крейсера, а затем в скоротечном бою отсекла 4 истребителя Як-9 из звена сопровождения, сбив один из них. Один из "Бостонов" был повреждён зенитным огнём немецких кораблей и потом потерпел аварию при посадке на своём аэродроме. Советские истребители заявили об уничтожении трёх Фокке-Вульфов, но немецкие архивы 54-ой истребительной эскадры (JG54) этого не подтверждают. После отражения атаки "Бостонов" крейсер возобновил огонь по берегу.
Тот же день, 23 ноября 1944 года. Время 12.40. Вблизи "Шеера" появилось несколько групп штурмовиков, большинство из которых предпочло отвернуть от крупной и опасной для них цели и занялось малыми боевыми кораблями и прочими мелкими плавсредствами в Ирбенском проливе. Однако два звена Илов-2 из 7-го гвардейского штурмового авиационного полка бесстрашно атаковали крейсер, сбросив на него в общей сложности 4 авиабомбы ФАБ-250 и 16 авиабомб ФАБ-100 и выпустив 14 реактивных снарядов РС-82. И опять – все мимо. По возвращении "домой" экипажи утверждали, что одной ФАБ-250 достоверно потопили миноносец, но начальство их фантазиям не поверило.
Тот же день, 23 ноября 1944 года. Время 13.40. Части советской 8-ой армии, воспользовавшись прекращением обстрела с "Адмирала Шеера", возобновили своё наступление на Сырве, но тут же на них обрушились 280-мм снаряды, близкие разрывы которых опрокидывали танки вверх гусеницами, а прямые попадания – разносили вдребезги. Советские войска, превосходившие противника на суше во много десятков раз, никак не могли преодолеть считанные километры до мыса Церель.
Тот же день, 23 ноября 1944 года. Время 14.15. Четвёрка истребителей Фокке-Вульф FW190A-4, прикрывавшая "Адмирал Шеер", улетела на заправку, и на смену ей никто не прибыл.
Тот же день, 23 ноября 1944 года. Время 15.42. Вернулись те же Фокке-Вульфы FW190A-4, из прежнего прикрытия. Почти одновременно с ними появилась восьмёрка штурмовиков Ил-2 из 7-го гвардейского штурмового авиационного полка. С одного захода штурмовики сбросили 32 авиабомбы ФАБ-100 и выпустили 29 реактивных снарядов РС-82. Наконец-то советские лётчики добились первого (и, как оказалось, последнего) попадания в "Адмирал Шеер". Согласно их рапортам, помимо крейсера, один РС-82 угодил также и в миноносец сопровождения. Факт попадания в "Шеер" отмечен в его вахтенном журнале, однако других попаданий не было. Также не удалось однозначно определить вид взорвавшегося на палубе боеприпаса. Возможно, это был также РС-82, но немцы говорят о малокалиберной бомбе, которая причинила крайне незначительные повреждения. (Да и какие повреждения могли нанести почти бесполезные против тяжёлого крейсера ФАБ-100 и РС-82?!)
Тот же день, 23 ноября 1944 года. Время 15.45. Над "Шеером" на высоте 3000 метров пронеслись одно за другим три звена пикирующих бомбардировщиков Пе-2 из 12-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка (возможно, один из самолётов пилотировал рассказывающий именно об этих событиях, но всё перепутавший А.П.Аносов). Советские пикировщики с горизонтального полёта сбросили в общей сложности 18 авиабомб ФАБ-250 и 18 авиабомб ФАБ-100, которые легли в нескольких сотнях метрах от крейсера. Немецкое воздушное прикрытие не успело отреагировать – Пе-2 сразу ушли в облака. Позже выяснилось, что при пролёте острова Эзель сопровождавшая эту группу бомбардировщиков восьмёрка истребителей Ла-5ФН в условиях плохой видимости потеряла своих подопечных и потому ведущий группы не рискнул пикировать на цель из-за присутствия никем не сдерживаемых немецких истребителей.
Тот же день, 23 ноября 1944 года. Время 15.46. Не успели скрыться пикирующие бомбардировщики Пе-2, как по "Адмиралу Шееру", уходящему от Сырве на запад со скоростью 10 узлов, нанесли удар 7 штурмовиков Ил-2 из 35-го Краснознамённого штурмового авиационного полка в сопровождении 6 истребителей Як-7. Участвовавший в этом налёте бывший лётчик-штурмовик Л.Кучеренко вспоминает в журнале "ФлотоМастер", номер 1-2 от 1998 года, что одна из сброшенных с его самолёта или с летевшего рядом самолёта лейтенанта Кошевого авиабомб ФАБ-100 попала в крейсер, а другие самолёты добились попаданий в два миноносца сопровождения. Но в действительности все штурмовики промахнулись. Это был завершающий удар по "Шееру".
Тот же день, 23 ноября 1944 года. Время 17.15. "Адмирал Шеер" находился в 22 милях на запад от полуострова Сырве. Над ним дважды появлялись советские самолёты-разведчики. С помощью семафорного опроса выяснилось, что за прошедший день относительно небольшие повреждения получили находившиеся при крейсере тральщики М15, М204 и М328. Да и эти-то повреждения получены во время утренних воздушных атак, ещё до полудня, то есть до момента, когда советская авиация приступила к выполнению основной "программы" по потоплению "Шеера".