Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Скандал в Брюсселе
Форум ТВС > Общие форумы > Oxygen
Patologoanatom
Цитата
Россия в малой нужде, Болгария в большей

— 16.01.09 13:22 —

ТЕКСТ: ЯРОСЛАВ ЗАБАЛУЕВ, ВАДИМ НЕСТЕРОВ

ФОТО: CT24.CZ, .BBC.CO.UK










Председательство Чехии в ЕС началось с культурного скандала – инсталляция художника Давида Черны, символически изображающая европейские державы, вызвала недовольство сразу нескольких государств.

Вчера новогодняя жизнь Европы закончилась – Чехия вступила в свои права председательствования в Евросоюзе. Сделала она это так, что сразу пришлось извиняться. Дело в том, что каждая страна-председатель традиционно размещает свою исталляцию в здании Евросовета, здании имени Юстуса Липсиуса на площади Шумана в Брюсселе. Правительство Чехии решило, что двадцать семь художников из двадцати семи стран ЕС сделают инсталляцию из скульптурных изображений собственных стран. Координация и организация проекта были доверены Давиду Черны, который начал свой путь в искусстве с того, что раскрасил стоящий на одной из улиц родной Праги танк розовой краской. Демократия, скажете вы, вот и заказчик думал схожим образом – в свободной стране современное искусство должно иметь право голоса во всех сферах жизни.


Ну, вот оно и высказалось.


Восьмитонная композиция Entropa, открытая вчера в здании Совета Европы в Брюсселе, согласно замыслу, изображает соединенные газовыми трубами входящие в ЕС страны в виде, обыгрывающем наиболее яркие стереотипы, связанные с ними. Такой подход вызвал на открытии бурные аплодисменты, которые продолжались до тех пор, пока присутствующие не вгляделись в инсталляцию повнимательнее. Изображение, скажем, Румынии в виде замка графа Дракулы или Франции, накрытой забастовочными лозунгами, заставили улыбнуться. Швеция, упакованная в «икеевскую» коробку, карта Дании, составленная из кубиков «Лего», затопленная Голландия, где из воды торчат лишь верхушки минаретов, в крохотный Люксембург воткнута шпилька со словами «Продается»… На все это европейцам пока хватило запаса самоиронии.


Первой не выдержала Болгария и ее можно понять – ее символом творческая мысль авторов выбрала собрание унитазов, которые европейцы называют турецкими.


Такой выбор образа был обусловлен тем, что страна долгое время находилась во владычестве Оттоманской империи. Болгария, едва ознакомившись с проектом, выступила с официальным дипломатическим протестом - чешский посол в Софии был вызван в МИД Болгарии для объяснений. Бетина Йотева, пресс-атташе болгарского посольства в Бельгии, заявила на открытии инсталяции: «Во-первых, это уродство какое-то, вы посмотрите! А во-вторых, это прямое оскорбление болгарской нации, чистое оскорбление национального достоинства болгар».


В результате непосредственно во время церемонии открытия инсталляции чешский вице-премьер Александр Вондра принес свои извинения и пообещал исключить неугодный фрагмент из композиции.


Однако целиком инсталляцию убирать никто не собирается в знак свободы самовыражения. Вондру можно понять – за приверженность идеалам демократии и антикоммунистические взгляды, он двадцать лет назад отмотал положенный за вольнодумство срок.

Давид Черны тоже извинился перед обиженными болгарами. И тут выяснилось, что за все это самовыражение ответственность несет непосредственно сам художник.


Он утаил от чешских властей, что над инсталляцией он работал единолично, а имена-фамилии всех двадцати семи художников из разных стран, якобы работавших над проектом, просто придумал.


Введение властей в заблуждение он мотивировал тем, что хотел узнать, может ли Европа посмеяться над собой. Такой реакции он тоже не ожидал.

Протест он предполагал лишь со стороны Великобритании, вместо которой на карте пустое место, иными словами, эта страна на карте объединенной Европы отсутствует. Британцы, впрочем, сразу же заявили, что претензий не имеют, потому что уж у них-то с чувством юмора полный порядок. Родную страну художник, кстати, на наличие самоиронии решил не проверять – Чехия в инсталляции представлена вполне невинной и, по правде сказать, маловразумительной композицией с периодически меняющимися неоновыми лозунгами.


Между тем, вслед за Болгарией, свой кусок из произведения просит убрать уже и Словакия.


Словацкий МИД в четверг вслед за Болгарией выразил протест против образа своей страны на инсталляции Entropa, установленной в здании ЕС в Брюсселе, сообщает агентство Франс Пресс. Дело в том, что соседей и бывших сограждан Черны запечатлел в виде похожего на венгерскую колбаску человечка, связанного веревкой, раскрашенную в красный, зеленый и белый – цвета флага Венгрии, с которой у Словакии очень непростые отношения.

Будет ли изъята и эта часть пока неизвестно. Тем более, что еще у некоторых стран тоже есть повод для возмущения.


Вот, например, Германию символизируют складывающиеся в свастику автобаны (намек на недавний скандал с фашистами, которые «делали и хорошее, например, построили автобаны»?), а Дания представлена в виде фигуры из конструктора Лего, отдаленно напоминающей силуэт пророка Мухаммеда – намек на возобновившийся карикатурный скандал.


А эстонцам, к примеру, вряд ли понравится, что их страна представлена в виде серпа и молота, присобаченных к строительным инструментам - намек на эстонских рабочих, которые наводнили другие страны Европы.


Еще более провокационным оказался проект Польши, где нескольких ксензов поднимают радужный флаг гомосексуалистов в христоматийных позах с фотографии американских солдат на Иводзиме.

Немцы, кстати, на открытии уже не радовались - Кристине Гребер, сотрудница немецкой миссии в Брюсселе, заявила «Радио Свобода»: «Германия не совсем получилась. Посмотрите, все серое на сером, одни автомобили! А у кого совсем больное воображение, тот может в этом сплетении автодорог и свастику рассмотреть. Надеюсь, это не было замыслом художника».

К возмущению, кстати, вполне могут присоединиться и страны, не входящие в ЕС. Так, эскиз изображения Латвии представлял собой пятерых вооруженных латышей, которые, по замыслу якобы художницы Вилмы Стасюлите, пародируют брюссельского «писающего мальчика» - стоя у границы, справляют малую нужду на Россию.


Правда, мифическая Стасюлите оказалась не сильна в географии – на орошаемом участке Латвия граничит не с Россией, а с Белоруссией.


В оригинале, правда, количество латышей уменьшилось, зато писают они гораздо шире – правда, исключительно по восточному периметру.
Обидевший весь Европейский Союз Черны, правда, заявил, что обижать никого не хотел: «Я надеюсь, что смеясь над всеми, мы таким образом смеемся и над собой. Так что это не оскорбление, иначе это было бы оскорблением самих себя». Кроме того, он предложил вернуть гонорар, который получил за выполнение заказа чешского правительства. «Конечно, мы знали, что тайное станет явным. Но перед этим нам было интересно проверить, сможет ли Европа посмеяться на самой собой», — сказал Черны.



"Курсив мой" и Н.Н.Берберовой. Подумать, что британцы обидятся пустому месту в этой композиции, мог только человек, совершенно не понимающий особенностей британского самосознания. Более ценного подарка самобытный скульптор Черны принести Великобритании не смог бы, даже если и сильно захотел. Великобритания и так давно и прочно убеждена, что к этому параду самобытных недоразвитых дикарей под названием "ЕС" отношения не имеет. Получить столь громкое независимое доказательство этого со стороны видного деятеля культуры - бальзам на душу.
Стрелец
Тож мне бальзам. Мёртвой Империи припарка.
Patologoanatom
Цитата
Болгарскую часть проекта "Entropa" занавесили

Чешские чиновники распорядились завесить черной тканью объемную карту Болгарии в массивной инсталляции "Entropa" художника Давида Черны, сообщает агентство France Presse. Это сделано по просьбе болгарских властей, которым работа Черны показалась оскорбительной. Напомним, что в "Entropa", проекте, посвященном национальным предрассудкам, карта Болгарии состоит из изображений туалетов турецкого типа. Ранее чешский вице-премьер Александр Вондра уже принес извинения Софии.
Оскорбительной инсталляция Черны показалась и Словакии, где посчитали неуместным намек на прошлую зависимость страны от Австро-Венгрии. В результате Вондре пришлось извиниться и перед Братиславой.

Агентство France Presse сообщает также, что чешский президент Вацлав Клаус опубликовал открытое письмо в еженедельнике Euro, в котором обратился к правительству республики "публично отказаться" от работы Давида Черны. Клаус назвал неприемлемыми "метод" и "содержание" инсталляции. Под "методом" президент, очевидно, подразумевал то, что первоначально Черны представил "Entropa" как плод совместного творчества художников из стран Евросоюза. Позже он признался в мистификации. Примечательно, что чешская часть инсталляции Черны состоит из карты республики и табло, на котором мелькают цитаты из Вацлава Клауса.

// lenta.ru
Это текстовая версия форума, возможен только просмотр основного содержимого сайта. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста нажмите сюда.
Invision Power Board © 2001-2018 Invision Power Services, Inc.