Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Биеннале-2009
Форум ТВС > Эхо Москвы > Сотрудники > Татьяна Пелипейко
ТП
Обнародовали предварительную программу. Много.

Сайт:
http://3rd.moscowbiennale.ru/ru/
ТП
Сейчас уже более-менее ясно с расписанием. Конечно, могут быть еще изменения, но в целом уже можно смотреть и планировать посещение:

- «Словарь войны» (31 авг. – 1 сент.) - Биеннале
- «Искусство места» (27 сент. – 25 окт.) - Биеннале
- Государственный центр современного искусства, Зоологическая, 13

- Юрий Альберт, Виктор Скерсис, Андрей Филиппов, «Show and tell. Худржник и его модель» (10 сент. – 9 нояб.) - Биеннале
- галерея фонда «Стелла Арт», Скарятинский пер., 7 (вых. – понед)
- Stella art foundation, новое пространство – Мытная, 62

- «Камера: solitary confignment» (10 сент. – 17 окт.) - Биеннале
- Галерея RuArts, 1-й Зачатьевский пер., 10 (вых. – воскр., понед.)

- Иван Суриков, «Герб мира» - живопись, объекты (11 – 24 сент.) - Биеннале
- Татьяна Данильянц, «Цвет души: метаморфозы» - инсталляция (26 сент 1 окт.) - Биеннале
- Алена Аносова «К.У.Б. Terra incognita» - объекты, видео (3 – 8 окт.) - Биеннале
- Дмитрий Алексеев, Алексей Лохов, «Диалог» - живопись, фото (10 – 16 окт.) - Биеннале
- Екатерина Резниченко, Татьяна Крылова – инсталляция «Вещи» (19 – 30 окт.) - Биеннале
- Галерея «Кино», Б.Ржевский пер., 8 (вход с Малой Молчановки), вых. суб., воскр.

- «Лицо. Образ. Время» (17 сент. – 25 окт.) - Биеннале
- «Wonder world. Expecting a restless future» (22 сент. – 25 окт.) - Биеннале
- Фонд культуры «Екатерина», Кузнецкий мост, 21/5, под. 8 (вход с Большой Лубянки)

- «Священный круг» (17 сент. – 24 окт.) - Биеннале
- галерея Елены Врублевской, Рождественский б-р, 19 (вых. – воскр., понед.)

- «ArtDigital: Другие» (18 сент. – 4 окт.)- Биеннале
- «М'АРСово поле: пустой знак» (сроки уточняются) - Биеннале
- Центр современного искусства М’АРС, Пушкарев переулок, 5, вых. – понед.

- «Не волнуйся» (18 сент. – 18 окт.) - Биеннале
- Восточная галерея, Пушкарев пер., 10

- «Гастарбайтеры духа» (20 сент. – 18 окт.) - Биеннале
- «Интерпретация объекта в московской концептуальной школе» (20 сент.–18 окт.) - Биеннале
- «Жидкое небо» (20 сент. – 18 окт.) - Биеннале
- «Цветы» (20 – 21 сент.) - Биеннале
- «Здесь и сейчас» (сроки уточняются) - Биеннале
- «Правдами – неправдами» (29 сент. – 18 окт.) - Биеннале
- «Рабочее движение» (8 – 31 окт.) - Биеннале
- проект «Фабрика», Переведеновский пер., 18

- «Десять + : современное искусство Испании» (21 сент. – 8 нояб.) - Биеннале
- Институт Сервантеса, Новинский б-р, 20а

- «Рабочий стол. Война и мир» (21 сент. – 24 окт.) - Биеннале
- галерея “Fine Art”, Б.Садовая, 3, стр. 10 (вых. – воскр., вход свободный)

- «Балаклавский кураж» (21 сент. – 20 окт.) - Биеннале
- «Обратные связи» (23 сент. – 25 окт.) – Зеленый ангар - Биеннале
- Drum-painting (25 сент. – 25 окт.) - галерея «Ателье №2» - Биеннале
- «Ночь перед наступлением» (26 сент. – 25 окт.) – Большое винохранилище - Биеннале
- «Это конец» (26 сент. – 25 окт.) – подвал 2-го корпуса - Биеннале
- «Кудымкор – локомотив будущего» - галерея «Проун» (26 сент. – 18 окт.) - Биеннале
- Валерий Кошляков (26 сент. – 20 окт.) – галерея Гельмана - Биеннале
- «Метель» (26 сент. – 25 окт.) – XL-галерея - Биеннале
- «Тринадцать» (26 сент. – 30 нояб.) - Биеннале
- Юп Ван Лисхут (Нидерданды) (сроки уточняются) – Цех Белого, Цех Красного – Биеннале
- Г.Л.Ю.К. (сроки уточняются) – галерея «Ателье №2» - Биеннале
- Supernatural (сроки уточняются) - Биеннале
- центр «Винзавод», 4-й Сыромятнический пер., 1/6

- Владимир Сычев, «Репортаж. Россия, 70-е» (22 сент. – 25 окт.) - Биеннале
- «Не игрушки» (22 сент. – 25 окт.) - Биеннале
- «Бумажная архитектура» (24 сент. – 24 окт.) - Биеннале
- ГТГ, Крымский вал, 10

- Товарищество «Искусство или смерть» (22 сент. – 25 окт.) - Биеннале
- Piece of art (29 сент. – 4 окт.) - Биеннале
- Дарья Досталь, «Фотоделика. Москва» (8 – 24 окт.) - Биеннале
- Музей современного искусства РАХ, Гоголевский б-р. 10
- «Сверхновая вещественность» (23 сент. – 25 окт.) - Биеннале
- «Популярная астрономия» (23 сент. – 25 окт.) - Биеннале
- зал Московского музея современного искусства, Ермолаевский пер., 17
- Михаил Гробман, «Метаморфозы коллажа» (26 сент. – 1 нояб.) - Биеннале
- «Шведская семья» (26 сент. – 1 нояб.) - Биеннале
- Московский музей современного искусства, Петровка, 25

- «Уязвимость» (22 сент. – 20 окт.) - Биеннале
- Музейный центр РГГУ, ул. Чаянова, 15 (вых. – воскр., понед.)

- «Эволюция от кутюр. Искусство и наука в эпоху постбиологии» (22 сент.–8 окт.) - Биеннале
- Laboratoria Art&Science Space, переулок Обуха, 3, НИФХИ им. Л.Я.Карпова, вход
справа (вых. – понед.)

- «Арте повера» (22 сент. – 25 окт.) - Биеннале
- Владимир Тарасов (сроки уточняются) - Биеннале
- ЦВЗ Манеж, Манежная пл., 1

- Sound in Z (22 сент. – 25 окт.) – Биеннале
- Art Banking club

- 20 modern classics (22 сент. – 9 окт.) – Биеннале
- Галерея «Триумф», Новокузнецкая ул., 40 (по предварительной договоренности)

- 13-я международная ярмарка «Арт-Москва» (23 – 27 сент.)
-Александрас Мацияускас, ретроспектива (29 сент.–24 окт.) – галерея им. бр.Люмьер - Биеннале
- Выпускники Института проблем современного искусства (сроки уточняются) - Биеннале
- ЦДХ, Крымский вал, 10

- Томас Джошуа Купер, Билл Фонтана (23 сент. – 21 нояб.) - Биеннале
- галерея Марины Гончаренко (GMG), Леонтьевский пер., 2а/1

- «Второй диалог» (24 сент.– 25 окт.) - Биеннале
- галерея Церетели, Пречистенка, 19

- «Новые имена» (24 сент. – 10 нояб.) - Биеннале
- башня Capital City

- «Александр Соколов: Все включено» (24 сент. – 17 окт.) - Биеннале
- Зверевский центр современного искусства, Новорязанская ул., 29

- «Арт-Стройка» (24 сент. – 25 окт.) - Биеннале
- галерея театра «Практика», Б.Козихинский пер., 30

- «Мертвые души» (25 сент. – 25 окт.) - Биеннале
- «Сны Веры Павловны» (25 сент. – 10 окт.) - Биеннале
- «Шито-крыто» (сроки уточняются) - Биеннале
- выставочный зал Литературного музея, Трубниковский пер., 17

- «Против исключения» (25 сент. – 25 окт.) - Биеннале
- Центр современной культуры «Гараж», ул. Образцова, 19

- Люк Туйманс (Бельгия), «Наперекор дню» (25 сент. – 15 нояб.) - Биеннале
- Perspective machine (29 окт. – 29 нояб.) - Биеннале
- Baibakov art project, здание фабрики «Красный октябрь», Берсеневская наб., 6

- «Русское бедное» (25 сент. – 25 окт.) - Биеннале
- «Факты, фантомы и вымыслы» (25 сент. – 25 окт.) - Биеннале
- Supernatural (25 сент. – 25 окт.) - Биеннале
- New old cold war (25 сент. – 25 окт.) - Биеннале
- Красный Октябрь

- Omne animal (25 сент. – 1 окт.) - Биеннале
- Московский зоопарк, Б.Грузинская, 1, выставочный зал при главном входе

- «В память Дмитрия Александровича Пригова» (26 сент.. – 11 окт.) - Биеннале
- Всероссийская библиотека иностранной литературы, Николоямская ул., 1

- Пространственная литургия №3» (26 сент. – 25 окт.) - Биеннале
- Торговый дом ЦУМ, Петровка, 2

- «Следы – голоса – места» (26 сент. – 16 окт.) - Биеннале
- L-галерея, Октябрьская ул., 26/15 (вых. – вс., пон.)

- «Спальный район» (27 сент. – 1 нояб.) - Биеннале
- Краснодонская улица (ст. м. «Волжская»)

- Владимир Сычев, «Reportage. Франция» (28 сент. – 25 окт.) - Биеннале
- галерея Фонда «Общество поощрения художников», Вспольный пер., 3

- The criterion slum: the universe of pet utopias (28 сент. – 25 окт.) - Биеннале
- Центр Artplay на Яузе, Нижняя Сыромятническая, 5/7 (вых. – воскр., пон.)

- «Художник и модель II» (28 сент. – 10 окт.) - Биеннале
- «Я так вижу (тематический супремус)» (12 – 31 окт.) - Биеннале
- галерея pop/off/art, ул. Радио, 6/4 (вход с ул. Казакова)

- “Посвящение» (29 сент. – 29 окт.) - Биеннале
- галерея VP, Средний Кисловский пер., 5/6, № 41

- Disconnected (29 сент. – 1 нояб.) - Биеннале
- Открытая галерея, Трубниковский пер., 22, стр. 2

- «Мандалы с ведущим знаком» (29 сент. – 14 окт.) - Биеннале
- галерея С’Арт, Земляной вал, 14 (вход с Малого Казенного)

- «Трактористы. К 35-летию Бульдозерной выставки» (сентябрь) - Биеннале
- Крокин-галерея, Б.Полянка, 15 - б/вых., вход свободный

- «Личное знакомство» (15 окт. – 22 нояб.) - Биеннале
- галерея «Ковчег», ул. Немчинова, 12 (вых. понед., вторн.)

- «Девушка, которая продала душу дьяволу и выиграла» (15 окт. – 1 нояб.) - Биеннале
- Дом Спиридонова, М.Гнездниковский пер., 9/8, стр. 1

- Crazy Finns (октябрь) - Биеннале
- выст. зал музея Пушкина (лит.!), Денежный пер., 32/55 (угол с Арбатом!) вых.- понед.

- Ольга Чернышева, «Настоящее – Прошедшее» (сроки уточняются) - Биеннале
- Бертран Лавье, Aftermoon (сроки уточняются) – Биеннале
- Музей архитектуры, Воздвиженка, 5

- «Капитализм как религия» (сроки уточняются) - Биеннале
- Музей современной истории России, Тверская, 21 (вых. – понед.)

- «Фокус на Корею» (сроки уточняются) - Биеннале
- Музей Востока, Никитский б-р, 12а (вых. – понед.)

- «Кубические страсти» (сроки уточняются) - Биеннале
- РАХ, Пречистенка, 21

ТП
Цитата
Проекты Московского музея современного искусства в рамках Третьей Московской биеннале современного искусства
Товарищество «Искусство или смерть»

Статус: Специальный проект
Куратор: Ольга Голованова
Даты: 23 сентября – 25 октября
Площадка: Государственный музей современного искусства РАХ, Гоголевский бульвар 10

Товарищество художников из Ростова-на-Дону «Искусство или смерть», основанное и возглавлявшееся Авдеем Тер-Оганьяном в 1988-1990 годах, – одно из самых интересных авангардных творческих объединений перестроечного времени. Основными участниками группы были такие знаковые для России художники, как Валерий Кошляков, Юрий Шабельников, Николай Константинов и другие. Ретроспективная выставка, составленная из более 200 живописных и графических работ, инсталляций и объектов, фотодокументов и видеоматериалов, представит вниманию зрителя неизвестный этап творчества известной группы художников. К открытию выставки запланировано издание книги «Товарищество “Искусство или смерть”».

Сверхновая вещественность

Статус: Специальный проект
Куратор: Андрей Паршиков
Даты: 24 сентября – 25 октября
Площадка: Московский музей современного искусства, Ермолаевский переулок 17, этажи 2-5

Выставочный проект «Сверхновая вещественность» развивается вокруг проявленной на московской арт-сцене тенденции: тотального и укорененного пессимизма по поводу современного искусства. Проводя исторические параллели с послевоенной теорией «нового реализма», можно утверждать, что сегодня интереснейшим моментом в современном искусстве становится внимание к человеку, к конкретике, к частному переживанию. Это возможно только благодаря возвращению эмоционально-ориентированного произведения и наиболее ярко проявляется в видео. Именно видео стало основным видом искусства в программе «Сверхновая вещественность», подготовленной фондом «Современный город». В течение года фонд устраивал небольшие персональные выставки 12 художников, которые теперь представлены в едином пространстве музея. Это Алина и Джефф Блюмис, Дмитрий Булныгин, Алина Гуткина, Яков Каждан, Елена Ковылина, Элеонор де Монтескье, Ксения Перетрухина, группа «ПРОВМЫЗА», Евгений Фикс, группа «ФНО» («Фабрика найденных одежд»), Марина Черникова, Маша Ша.

Александра Паперно: Популярная астрономия

Статус: Проект параллельной программы
Куратор: Тереза Мавика
Даты: 24 сентября – 25 октября
Площадка: Московский музей современного искусства, Ермолаевский переулок 17, 1-й этаж

Название выставки позаимствовано у некогда знаменитой книги французского астронома Камиля Фламмариона «Популярная астрономия» (Astronomie populaire), вышедшей в свет в 1879 году. Это издание содержит множество гравюр, таблиц, технических рисунков и самую разную информацию о звездном небе. Здесь важна сама идея о том, что возвышенная и сложная наука о небе может иметь популярный формат, но нисколько не терять от этого в качестве. Проект Александры Паперно как раз находится на перекрестке популярной науки и современного искусства.

Презентация проекта «Мастерская женского творчества. История женской культуры в постсоветском пространстве, 1989-2009»

Статус: Специальный проект
Куратор: Наталия Каменецкая, Оксана Саркисян
Даты: 26 сентября, 15:00
Площадка: Московский музей современного искусства, Петровка 25, зал №21

Междисциплинарный проект «Мастерская женского творчества» посвящен пропаганде идеи Музея женского искусства в России. Пока эта идея абстрактна, но в дальнейшем она должна воплотиться в наиболее подходящих для развития женского искусства институциональных формах. В рамках проекта осуществляется целый ряд событий: научные конференции, создание интернет-ресурса, проведение выставок, формирование архива и издание каталога. В программу биеннале включена предварительная презентация проекта и электронной версии книги «История женского искусства, 1989-2009».

Михаил Гробман: Метаморфозы коллажа

Статус: Специальный гость
Куратор: Лёля Кантор-Казовская
Даты: 27 сентября – 25 октября
Площадка: Московский музей современного искусства, Петровка 25, 1-й этаж

Михаил Гробман – специальный гость III Московской биеннале современного искусства, одна из знаковых фигур в московской неофициальной культуре 60-х, крупнейший представитель концептуальной школы, основатель легендарной группы «Левиафан». С самого начала своей творческой карьеры Гробман уделял большое внимание коллажу во всех его видах и проявлениях. Художник неустанно экспериментировал, в результате чего рождались уникальные жанры – от mail-art до «визуальных стихов». Его работы балансируют на грани плоскости и трехмерной инсталляции: включенные в них объекты из прошлого – обложки книг, пожелтевшие фотографии, старые открытки и газетные вырезки – преодолевают границы изображения и открывают выход в новое измерение смысла.

Андрей Бартенев: Шведская стенка. Скульптура-рукоход

Статус: Специальный проект
Куратор: Андрей Бартенев
Даты: 27 сентября – 25 октября
Площадка: Московский музей современного искусства, Петровка 25, зал №34

Андрей Бартенев представляет «скульптуру-рукоход» – свою фантазию на тему шведской стенки, одного из самых популярных гимнастических снарядов. Художник заполняет перекладинами почти все пространство зала и приглашает зрителей поупражняться на них.

Шведская семья

Статус: Специальный проект
Куратор: Хелена Лаукканен, Наташа Данберг, Анна-Карин Брюс, Катарина Сундквист Зохари, Агнета Форслунд
Даты: 27 сентября – 25 октября
Площадка: Московский музей современного искусства, Петровка 25, 3-й этаж

Идиома «шведская семья» вызывает в России двусмысленную улыбку. Когда сами шведы слышат о значении, которое это понятие имеет у восточного соседа, они удивляются и пробуют найти объяснение. Именно тема семьи в ее современном понимании стала лейтмотивом выставки, инициаторами которой стали пять художников – Хелена Лаукканен, Наташа Данберг, Анна-Карин Брюс, Катарина Сундквист Зохари, Агнета Форслунд. Пожалуй, самая важная составляющая проекта рассказывает об отношениях внутри семьи; многие художники впускают зрителя в свою частную жизнь, рассказывают свою личную историю. В экспозиции использованы самые разные художественные формы – документации перфоманса, инсталляции, левкасы, карандашные рисунки, скульптуры и вышивки…









Спальный район

Статус: Специальный проект
Куратор: Марина Звягинцева, Иван Колесников, Сергей Денисов
Даты: 28 сентября – 1 ноября
Площадка: Краснодонская улица (станция метро «Волжская»)

Проект «Спальный район» – это интерактивная инсталляция на открытой территории одного из спальных районов Москвы. Этот проект дает положительный ответ на вопрос, возможно ли функционирование современного искусства вдали от центра города, среди расположенных за пределами МКАД новостроек. Безликость спальных районов столицы, отсутствие учреждений культуры и, как следствие, оторванность от динамичного арт-процесса стали побудительным мотивом для организаторов. Проект продолжает известную традицию европейских биеннале – превращать улицы в арт-объекты, преображая город и вовлекая в эстетическое переживание его жителей. Художникам предложено использовать самую обыкновенную железную кровать, выступающую метафорой пустоты спальных районов, которую можно и нужно «застелить».

Гела Цуладзе: ТЧК. ЗПТ

Статус: Проект параллельной программы
Куратор: Фердинанд Корте
Даты: 29 сентября – 25 октября
Площадка: Московский музей современного искусства, Тверской бульвар 9

Творчество Гелы Цуладзе, французского художника родом из Грузии, увлекательно демонстрирует, как гипнотические техники и практики психоанализа могут служить основой визуальной составляющей работ. Выставка посвящена Сержу Цуладзе, отцу художника и виднейшему психоаналитику. Экспозиция открывается двухчастной видео-инсталляцией, использующей образы точки и запятой. Ее дополняют гобелены и живописные произведения.

Piece of Art

Статус: Проект параллельной программы
Куратор: Группа «БЕГ»: Анна Буйвид, Ольга Ерофеева-Муравьева, Олеся Гидрат-Лунгина
Даты: 30 сентября – 4 октября
Площадка: Государственный музей современного искусства РАХ, Гоголевский бульвар 10

Проект “Piece of Art” – это глобальный перформанс с вовлечением публики. Пятеро известных российских художников, чьи имена не разглашаются по концептуальным соображениям, создали свои произведения. Теперь пришла очередь зрителей воссоздать их, подобно археологам, которые реконструируют культурный слой по мельчайшим фрагментам. В качестве пригласительных билетов гости вернисажа получат реальные части тех или иных произведений искусства, поэтому без присутствия каждого цельная картина не возникнет. В этом проекте важна документация всех стадий – от создания и «дробления» работы до ее полного восстановления. Интрига состоит еще и в том, что зритель-соучастник до последнего момента не знает, произведение какого художника попало в его руки.

Дарья Досталь: Фотоделика. Москва

Статус: Проект параллельной программы
Куратор: Анна Монгайт
Даты: 9-25 октября
Площадка: Государственный музей современного искусства РАХ, Гоголевский бульвар 10

«Фотоделика. Москва» – художественный дебют кинопродюсера Дарьи Досталь. Его тема – бешеная энергия города, которая проявляется на фотографиях, сияет радиоактивным светом в лайт-боксах, оживает с помощью анимации. Некоторые фотографии специально сделаны из окна мчащегося автомобиля, чтобы показать Москву такой, какой ее на самом деле помнят москвичи.



--
С уважением,

Московский музей современного искусства

http://www.mmoma.ru/
KarpovSergei
Попечительский Совет 3-ей Московской Биеннале современного искусства:
Yves Bouvier, Art Culture Studio SA Швейцария
Yana Peel, Outset Contemporary Art Fund Великобритания
Петр Авен, ОАО «Альфа-Банк»
Диляра Аллахвердова, Фонд «Современный город»
Шалва Бреус, Культурный Фонд «АртХроника»
Андрей Гончаренко, ЗАО «Газпромстройинжиниринг»
Дарья Жукова, ЦСК «Гараж»
Стелла Кесаева, Stella Art Foundation
Леонид Михельсон, ОАО «Новатэк»
Валерий Носов, ARTMEDIA Group
Ирина Остаркова, Издательская программа «Интерроса»
Владимир Семенихин, Фонд «Екатерина»
Софья Троценко, ЦСИ «Винзавод»
Татьяна Флегонтова, Фонд «Общество Поощрения Художеств»
Леонид Фридлянд, Mercury
KarpovSergei
Оргкомитет биеннале:


Директор – Дмитрий Спивак

куратор-соорганизатор – Дмитрий Ивашинцов

кураторы проектов – Алина Венкова, Анна Ляшко

главный дизайнер – Борис Божков

руководитель пресс-службы – Ольга Васинкевич

медиасопровождение – Анастасия Вдовенко

координаторы проектов – Ирина Соколова, Екатерина Чудновская

техническое сопровождение – Mediaproduction centre Articam
ТП
Биеннальная программа по ходу дела несколько меняется (где время, где место, где вообще 7.gif ). Поэтому помещаю здесь список экспозиций, которые уже открылись ФАКТИЧЕСКИ (вне зависимости от их статуса - основная программа, спецпроекты или параллельная программа):
(По ходу дела будут поступать добавления.)


-- Александр Сигутин, «Я так вижу (тематический супремус)» (20 – 31 окт.) - Биеннале
- галерея pop/off/art, ул. Радио, 6/4 (вход с ул. Казакова)

- Екатерина Резниченко, Татьяна Крылова – инсталляция «Вещи» (19 – 30 окт.) - Биеннале
- Галерея «Кино», Б.Ржевский пер., 8 (вход с Малой Молчановки), вых. суб., воскр.

- «Личное знакомство» (16 окт. – 15 нояб.) - Биеннале
- галерея «Ковчег», ул. Немчинова, 12 (вых. понед., вторн.)

- «Crazy Finns» (3 – 30 окт.) - Биеннале
- выст. зал музея Пушкина (лит.!), Денежный пер., 32/55 (угол с Арбатом!) вых.- понед.

- Алена Аносова «К.У.Б. Terra incognita» - объекты, видео (3 – 8 окт.) - Биеннале
- Галерея «Кино», Б.Ржевский пер., 8 (вход с Малой Молчановки), вых. суб., воскр.

- Ирина Нахова, Лиза Шмиц, Disconnected (30 сент. – 1 нояб.) - Биеннале
- Открытая галерея, Трубниковский пер., 22, стр. 2

- «Piece of art» (30 сент. – 4 окт.) - Биеннале
- Товарищество «Искусство или смерть» (23 сент. – 25 окт.) - Биеннале
- Музей современного искусства РАХ, Гоголевский б-р. 10
- Михаил Гробман, «Метаморфозы коллажа» (27 сент. – 25 окт.) - Биеннале
- «Шведская семья» (27 сент. – 25 окт.) - Биеннале
- Андрей Бартенев, «Шведская стенка» (27 сент. – 25 окт.)
- «История женской культуры в постсоветском пространстве» (27 сент. – 1 нояб.) - Биеннале
- Московский музей современного искусства, Петровка, 25
- «Сверхновая вещественность» (24 сент. – 25 окт.) - Биеннале
- Александра Паперно, «Популярная астрономия» (24 сент. – 25 окт.) - Биеннале
- зал Московского музея современного искусства, Ермолаевский пер., 17

- Аркадий Насонов, Евгений Семенов, «Диктатура формы иди правильные виды» (29 сент. – 29 окт.) - Биеннале
- галерея VP, Средний Кисловский пер., 5/6, № 41

-Александрас Мацияускас, ретроспектива (29 сент.–24 окт.) – галерея им. бр.Люмьер - Биеннале
- ЦДХ, Крымский вал, 10

- Григорий Майофис, «Художник и модель II» (28 сент. – 17 окт.) - Биеннале
- галерея pop/off/art, ул. Радио, 6/4 (вход с ул. Казакова)

- «Спальный район» (27 сент. – 1 нояб.) - Биеннале
- Краснодонская улица (ст. м. «Волжская»)

- «Искусство места» (27 сент. – 25 окт.) - Биеннале
- Государственный центр современного искусства, Зоологическая, 13

- Александр Бродский, «Ночь перед наступлением» (26 сент. – 25 окт.) – Большое
винохранилище - Биеннале
- «Кудымкор – локомотив будущего» - галерея «Проун» (27 сент. – 18 окт.) - Биеннале
- Группа «Синий суп», «Метель» (26 сент. – 23 окт.) – XL-галерея - Биеннале
- Сергей Мироненко, «The elements» (27 сент. – 25 окт.) – Айдан-галерея - Биеннале
- Александр Пономарев, «Обратные связи» (27 сент. – 25 окт.) – Зеленый ангар - Биеннале
- Ирина Штейнберг, «Я есть» - инсталляция (с 26 сент.) – галерея «Ателье №2»
- Виталий Молька, «Лоно природы» - графика (с 26 сент.) – студия Михаила Королева
- Анжелика Шер, «Тринадцать» - фото (26 сент. – 30 нояб.) – галерея «Победа» - Биеннале
- «Структуры пространства» (26 сент. – 4 окт.) – Цех 5 – Биеннале
- «Минус идеология» (22 сент. – 21 нояб.) – галерея Art+Art
- Мастерская Ван Лисхаут (Нидерданды), «Город рабов. Gradle to cradle» (22 сент. – 25 окт.)
– Цех Белого, Цех Красного – Биеннале
- Татьяна Ахметгалиева, «Стадия куколки» - монументальная вышивка (22 сент, - 25 окт.)
– «Старт»
- Группа ПГ, «Это конец» (21 сент. – 21 окт.) – галерея ЖИР, Акцизный склад – Биеннале
- «Fuck young» (21 сент. – 1 нояб.) – галерея «Артберлога» – Биеннале
- Сергей Братков, «Балаклавский кураж» (21 сент. – 20 окт.) – галерея «Риджина» – Биеннале
- Валерий Кошляков, «Недосягаемое» (16 сент. – 30 окт.) – галерея Гельмана - Биеннале
- Зура Арабидзе, «Личная парадигма» - фото (с 15 сент.) – FotoLoft
- центр «Винзавод», 4-й Сыромятнический пер., 1/6

- «Идеальный самострой. Мир Комнатных утопий» (26 сент. – 21 окт.) - Биеннале
- «Really?» (21 сент. – 21 окт.) - Биеннале
- Центр Artplay на Яузе, Нижняя Сыромятническая, 5/7 (вых. – воскр., пон.)

- «Следы – голоса – места» (26 сент. – 16 окт.) - Биеннале
- L-галерея, Октябрьская ул., 26/15 (вых. – вс., пон.)

- Люк Тюйманс (Бельгия), «Наперекор дню» (26 сент. – 29 нояб.) - Биеннале
- Ольга Чернышева, «Настоящее – Прошедшее» (с 24 сент.) - Биеннале
- Baibakov art project, здание фабрики «Красный Октябрь», Берсеневская наб., 6

- «Русское бедное» (26 сент. – 25 окт.) - Биеннале
- «40 жизней одного пространства» (26 сент. – 25 окт.) - Биеннале.
- «Красный – красный» (26 сент. – 25 окт.) - Биеннале
- Новая старая холодная война» (26 сент. – 25 окт.) - Биеннале
- «Одна революция в минуту» (26 сент. – 25 окт.) - Биеннале
- «Дайте мне подумать» (26 сент. – 25 окт.) - Биеннале
- Виктор Алимпиев, «Вытоптать пашню» (26 сент. – 25 окт.) - Биеннале
- Красный Октябрь

- Татьяна Данильянц, «Цвет души: метаморфозы» - инсталляция (26 сент - 1 окт.) - Биеннале
- Галерея «Кино», Б.Ржевский пер., 8 (вход с Малой Молчановки), вых. суб., воскр.

- «Пространственная литургия №3» (26 сент. – 25 окт.) - Биеннале
- Торговый дом ЦУМ, Петровка, 2

- «Не волнуйся» (25 сент. – 18 окт.) - Биеннале
- Восточная галерея, Пушкарев пер., 10

- «Ситуация» (25 сент. – 18 окт.) - Биеннале
- галерея «На Солянке», Солянка, Ѕ, стр. 2

- Лиза Шмиц «В память Дмитрия Александровича Пригова» - фото (25 сент.–11 окт.) - Биеннале
- Всероссийская библиотека иностранной литературы, Николоямская ул., 1

- «Против исключения» - основной проект Биеннале (25 сент. – 25 окт.) - Биеннале
- Центр современной культуры «Гараж», ул. Образцова, 19

- Наталья Арендт, «Русский завтрак на траве» (25 сент. – 5 окт.) - Биеннале
- Музей архитектуры, Воздвиженка, 5

- Баходир Джалал, «Восторг безмолвного свидетеля» (25 сент. – 25 окт.) – Биеннале
- ЦДХ, Крымский вал, 10

- «Мертвые души» (25 сент. – 25 окт.) - Биеннале
- Анна Броше, «Сны Веры Павловны» (25 сент. – 10 окт.) - Биеннале
- Мария Арендт, «Шито-крыто» (24 сент. – 25 окт.) - Биеннале
- выставочный зал Литературного музея, Трубниковский пер., 17

- «Александр Соколов: Все включено» (24 сент. – 16 окт.) - Биеннале
- Зверевский центр современного искусства, Новорязанская ул., 29

- «Универсам» - ярмарка художественных сообществ (24 – 27 сент.) - Биеннале
- комплекс «Известий», Пушкинская пл., 5

- «Второй диалог» (24 сент.– 18 окт.) - Биеннале
- «Личинки Будущего» (24 сент.– 18 окт.) - Биеннале
- галерея Церетели, Пречистенка, 19

- «Арт-Стройка» (24 сент. – 25 окт.) - Биеннале
- галерея театра «Практика», Б.Козихинский пер., 30

- Томас Джошуа Купер, Билл Фонтана (23 сент. – 21 нояб.) - Биеннале
- галерея Марины Гончаренко (GMG), Леонтьевский пер., 2а/1

- Sound in Z (23 сент. – 9 окт.) – Биеннале
- Art Banking club

- «Wonder world. Expecting a restless future» - видео, фото (23 сент. – 25 окт.) - Биеннале
- «Лицо. Образ. Время» (18 сент. – 13 дек.) - Биеннале
- Фонд культуры «Екатерина», Кузнецкий мост, 21/5, под. 8 (вход с Большой Лубянки)

- Владимир Сычев, «Репортаж. Россия, 70-е» - фото (23 сент. – 23 окт.) - Биеннале
- «Не игрушки» (23 сент. – 8 нояб.) - Биеннале
- «Бумажная архитектура» (23 сент. – 25 окт.) - Биеннале
- ГТГ, Крымский вал, 10

- 20 modern classics (22 сент. – 9 окт.) – Биеннале
- Галерея «Триумф», Новокузнецкая ул., 40 (по предварительной договоренности)

- «Уязвимость» (22 сент. – 20 окт.) - Биеннале
- Музейный центр РГГУ, ул. Чаянова, 15 (вых. – воскр., понед.)

- Владимир Сычев, «Reportage. Франция» - фото (22 сент. – 25 окт.) - Биеннале
- галерея Фонда «Общество поощрения художников», Вспольный пер., 3

- «Эволюция от кутюр. Искусство и наука в эпоху постбиологии» (22 сент.–8 окт.) - Биеннале
- Laboratoria Art&Science Space, переулок Обуха, 3, НИФХИ им. Л.Я.Карпова, вход
справа (вых. – понед.)

- «Десять + : современное искусство Испании» (21 сент. – 8 нояб.) - Биеннале
- Институт Сервантеса, Новинский б-р, 20а

- Владимир Тарасов, «Sound games» - видео (21 сент. – 25 окт.) - Биеннале
- Борис Михайлов, «Место, время…» – фото (21 сент. – 25 окт.) - Биеннале
- ЦВЗ Манеж, Манежная пл., 1

- Дмитрий Шорин, «Рабочий стол. Война и мир» (21 сент. – 24 окт.) - Биеннале
- Серж Головач, «Утвердители нового искусства - УНОВИС» - (21 сент. – 24 окт.) - Биеннале
- галерея ”Fine Art”, Б.Садовая, 3, стр. 10 (вых. – воскр., вход свободный)

- Владимир Анзельм, Александр Сигутин, «Гастарбайтеры духа» (20 сент. – 18 окт.) - Биеннале
- Виталий Пушницкий, «Здесь и сейчас» (20 сент. – 18 окт.) - Биеннале
- «Интерпретация объекта в московской концептуальной школе» (20 сент.–18 окт.) - Биеннале
- Виктория Бегальская, Василий Антонюк, «Жидкое небо» (20 сент. – 18 окт.) - Биеннале
- Дмитрий Булныгин, «Цветы» (20 сент.– 21 окт.) - Биеннале
- «Правдами – неправдами» (20 сент. – 18 окт.) - Биеннале
- Дана Мейден, «Every erf dreams the one to follow» (10 сент. – 18 окт.) – зал грунтовальной машины
- проект «Фабрика», Переведеновский пер., 18

- «ArtDigital: Другие» (19 сент. – 2 окт.) - Биеннале
- Центр современного искусства М’АРС, Пушкарев переулок, 5, вых. – понед.

- «Genius Loci» (19 сент. - 10 окт.) - Биеннале
- галерея Ravenscourt, Гагаринский пер., 35 (по будням)

- «Священный круг» (17 сент. – 24 окт.) - Биеннале
- галерея Елены Врублевской, Рождественский б-р, 19 (вых. – воскр., понед.)

- Виталий Пушницкий, «Камера: solitary confignment» (16 сент. – 17 окт.) - Биеннале
- Галерея RuArts, 1-й Зачатьевский пер., 10 (вых. – воскр., понед.)

- Юрий Альберт, Виктор Скерсис, Андрей Филиппов, «Show and tell. Художник и его модель» (10 сент. – 9 нояб.) - Биеннале
- галерея фонда «Стелла Арт», Скарятинский пер., 7 (вых. – понед)
- Stella art foundation, новое пространство – Мытная, 62

- «Трактористы. К 35-летию Бульдозерной выставки» (9 сент. – 11 окт.) - Биеннале
- Крокин-галерея, Б.Полянка, 15 - б/вых., вход свободный

- Томас Джошуа Купер - фото (23 сент. – 21 нояб.) - Биеннале
- галерея Марины Гончаренко (GMG), Леонтьевский пер., 2а/1

- Владимир Сычев, «Reportage. Франция» - фото (22 сент. – 25 окт.) - Биеннале
- галерея Фонда «Общество поощрения художников», Вспольный пер., 3

- Владимир Тарасов, Борис Михайлов – фото, видео (21 сент. – 25 окт.) - Биеннале
- ЦВЗ Манеж, Манежная пл., 1
ТП
Ну что ж, попробуем поподробнее разобраться с биеннальными выставками.
Плотное расписание биеннале вкупе с поломкой форума на несколько дней помешали комментировать их последовательно по мере открытия. Однако во всем есть и хорошая сторона – теперь можно объединить их в некие географические кластеры, что облегчит составление маршрутов. 1.gif

В целом выставки в рамках Биеннале запланированы до 25 октября. Однако какие-то продлятся дольше, а какие-то, напротив, более короткие – стоит обращать на это внимание.


Это третья по счету биеннале в Москве. Обе предыдущие почти дружно признавались критиками наиболее интересными в своей наименее официальной части – параллельной программе (то есть выставках в московских галереях) или, в крайнем случае в экспозициях так называемых «специальных гостей». Основные проекты подвергались критике, несмотря на то, что готовились командами знаменитых на международном уровне кураторов.

Основной проект этого года был решительно отдан в одни руки. Зато руки весьма авторитетные: главным куратором стал экс-директор Центра Помпиду в Париже Жан-Юбер Мартен.
Еще нюанс: ранее у основного проекта имелась четко предписанная тематика (что, к сожалению, подталкивало кураторов к тому, чтобы тянуть в него не всегда самые интересные произведения, но зато подходящие под тему). У Мартена название более чем расплывчатое: «Против исключения». То есть нет ограничений ни по тематике, ни по подбору авторов. Что парадоксальным образом вылилось в четко выстроенную общую композицию. Да и интерес к определенным темам у нынешних авторов тоже, как выяснилось, есть – прежде всего это тема конфликта, противопостояния, несхожести и неготовности принять различия.
Конечно, с какими-то решениями Мартена по подбору произведений можно поспорить. Но в целом с третьей попытки основной проект Биеннале все-таки удался.
Место действия многим, надо думать, уже известно – это «Гараж», выставочное пространство в здании, созданном знаменитым архитектором Константином Мельниковым. Команда «Гаража» уже сумела обкатать технологию экспозиций на нескольких собственных проектах и в процессе кое-чему научилась. Так что и здесь все весьма пристойно.
Адрес - улица Образцова, 19. Ближайшее метро – «Менделеевская».
ТП
И сразу отметим еще экспозицию неподалеку. L-галерея, Октябрьская улица, 26/15 (это на пересечении с Трифоновской и действительно в двух шагах от «Гаража»). Здесь представили свою экспозицию «Следы – голоса – места» Наталья Абалакова и Анатолий Жигалов. Соединение фото, видео, графики, ассамбляжей и объектов – тема воспоминаний и ассоциаций, от частных до общественных, через материализованную символику оставленного следа.
Данная выставка запланирована по 16 октября.
ТП
Поспешу отметить и выставки в центре «Фабрика» в Переведеновском переулке – во-первых, они чуть короче прочих, будут открыты до 18 октября. А во-вторых, это, на мой взгляд, одно из самых интересных биеннальных мест.
«Фабричное» пространство на этот раз освоено гораздо шире, чем привычно тем, кто на «Фабрике» уже бывал. Организаторы даже напечатали небольшую схему, с которой находить интересующие экспозиции действительно чуть проще.
Несколько индивидуальных экспозиций – частности, петербуржец Виталий Пушницкий с проектом «Здесь и сейчас» или американка Дана Мейден с инсталляцией на тему современных мегаполисов (в инсталляции неожиданным образом объединены Лос-Анджелес и Москва). Проект «Гастарбайтеры духа» представили вместе Владимир Анзельм и Александр Сигутин (первый со скульптурой, второй с живописью).
Но особое внимание стоит обратить на два больших проекта, расположившихся в ранее зрителем не освоенном здании в глубине двора.
Один, подготовленный куратором Юлией Лебедевой, носит название «Правдами – неправдами», объединяет таких авторов, как Никита Алексеев, Юрий Альберт, Игнат Данильцев, Виктор Скерсис, Константин Звездочетов, Витас Стасюнас, Георгий Литичевский, Сергей Шутов, Ирина Штейнберг, Сергей Воронцов и Андрей Кузькин – люди очень разных стилей и разных поколений. Гротеск, обманки, шутки и загадки, интеллектуальные шарады и лукавое подмигивание зрителю, вплоть до классического вопроса Юрия Альберта «Неужели вы думаете, что искусство – это то, на что вы сейчас смотрите?». С темой художественного обмана куратору удалось управиться отлично.
И выставка тоже очень интересная, при этом носящая почти научный характер. «Интерпретация объекта в московской концептуальной школе» - эта экспозиция сделана на материалах коллекции Музея МАНИ («Московский архив нового искусства»). Кураторы – Александра Данилова и Елена Куприна (здесь вновь хочется назвать кураторов, поскольку исследовательская работа проделана огромная). Круг художников здесь широк и разнороден, стили различны, и объединяет их, пожалуй, именно аналитический, концептуальный подход. Кураторы, кроме того, поиграли с визуальными, пластическими перекличками между произведениями и с их ассоциативными связями с иными известными произведениями иных авторов. Среди представленного здесь – работы таких авторов, как группа «Инспекция «Медицинская герменевтика», Илья Кабаков, Игорь Макаревич, Андрей Монастырский, Николай Панитков, Виктор Пивоваров, Дмитрий Пригов, Иван Чуйков (список, понятно, далеко не полный).

Кроме того, на днях на «Фабрике» должен открыться еще один проект – «Рабочее движение» (кураторы – Сергей Хачатуров и Арсений Жиляев). Среди прочего ожидается деревянный «Большой адронный коллайдер» от Николая Полисского. Прочие подробности последуют.

Для тех, кто на «Фабрике» ранее не был: обычно с первого раза найти ее не очень легко (так что на сайте центра даже вывесили схему). Переведеновский переулок выходит на третье кольцо в районе Бакунинской улицы, примерно на полдороге между станциями метро «Бауманская» и «Электрозаводская» (нет, вру, «Бауманская» все-таки ближе). Тем, кто едет на автомобиле, надо иметь в виду, что движение в переулке одностороннее, но устроено хитрым образом – в двух разных направлениях от середины. 1.gif Так что внимательно смотрите карту.
ТП
Далее в нашей биеннальной географии – район Яузских ворот.

И еще одна экспозиция, оказавшаяся, к сожалению, короткой: Лиза Шмиц, «В память Дмитрия Александровича Пригова». Это фотографии по мотивам поэмы Пригова «Млсква и москвичи». Экспозиция при этом оригинальна (не забудем, что автор – архитектор): работы подвешены к потолку зала, образуя своеобразную ленту Мёбиуса.
Место действия – ВГБИЛ, Всероссийская библиотека иностранной литературы на Николоямской улице. Данная выставка расположена в левом – по фасаду – крыле, там, где вывеска British council. Запланирована по 11 октября (может, и продлят, но не факт).

Заодно напомню об интересной экспозиции «Книга художника» в центральном корпусе библиотеки, в зале литературы по искусству (по 15 октября).
Вход в обоих случаях свободный. Тем, у кого нет читательского билета «Иностранки», дают разовый пропуск.
ТП
Перейдя после визита в Иностранку по мостику Яузу, поднявшись по Солянке и свернув за угол на улицу Забелина, можно легко добраться до галерея «На Солянке». Там тоже присутствует один из биеннальных проектов - «Ситуация», коллективная выставка в основном молодых авторов из Восточной Европы.
По 18 октября.

(Напомню, что там же – фотовыставка Александра Терехина «Путешествие в Россию», о которой я писала подробнее в фотографической теме.)
Serebrjany mir
Тема:
КАК ЖИТЬ

Жилищный вопрос по-прежнему один из самых острых для современной России. Несмотря на то, что небольшая часть населения может решить этот вопрос в частном порядке, проблема массового жилья остается нерешенной. Даже при сегоднешнем росте цен, к сожалению, ситуация не улучшается ни по количеству, ни по качеству построенного жилья. На Первую Московскую Биеннале Архитектуры приглашаются архитекторы и градостроители из разных стран, готовые показать свои решения проблемы строительства массового жилья. Таким образом, посетители смогут увидеть и оценить разнообразные типы жилья. Для российского профессионального сообщества это может послужить стимулом выйти за рамки сложившейся практики. Для иностранных участников – это возможность участвовать в процессе формирования новой жилищной среды России.
ТП
Что ж, продолжим изучение биеннальной геолграфии и отправимся в район Сыромятников за Курским вокзалом.

Начнем, пожалуй, с Центра Artplay на Яузе (вход с Нижней Сыромятнической, 5/7). В прошлом это фабоика «Красная роза» (что там производилось – увы, понятия не имею.)
Здесь сразу две экспозиции. Одна, с названием «Really?» - взрослая: здесь такие авторы, как Анатолий Осмоловский, Ирина Корина, Дмитрий Гутов, Виктор Алимпиев, Богдан Мамонов, Олег Кулик. Всего два с лишним десятка участников, принадлежащих у разным поколениям и сделавших в этом проекте ставку на индивидуальную манеру.
Внизу же – творчество детское. Это не шутка, не в смысле так называемых «молодых художников», к коим у нас обычно относят граждан до 30 лет, а то и постарше. Нет, здесь выставка многими любимой детской студии дизайна «ДЭЗ № 5». Объекты детишек, право, ничуть не хуже, чем у взрослых. 1.gif Именуется - «Идеальный самострой. Мир Комнатных утопий».
ТП
Теперь движемся на расположенный совсем рядом «Винзавод». Число залов и галерей тут неизменно растет – вот и сейчас можно насчитать добрых полтора десятка экспозиций.
Самая-самая, на мой взгляд, поселилась в галерее «Проун». «Кудымкор – локомотив будущего» - эта выставка посвящена жизни и творчеству Петра Ивановича Субботина Пермяка, художника и просветителя (ранее ее уже могли видеть жители Перми – а именно в пермской губернии и располагалось родное село нашего героя с названием Кудымкор). Куратор Екатерина Деготь и художник Леонид Тишков не только собрали не очень многочисленные работы автора, в которых соединяются народные традиции и влияние авангарда, и работы его учеников и последователей по художественно-производственным мастерским, но и превратили зал «Проуна» в единую инсталляцию. Работы предоставлены Пермским краеведческим музеем, который ныне носит имя Субботина-Пермяка, и Пермской государственной художественной галереей.
Внимание! В отличие от прочих эта экспозиция запланирована только до 18 октября!

В помещении Большого винохранилища расположилась большая же инсталляция Александра Бродского, «Ночь перед наступлением» (проект галереи Гельмана). Пространство для экспонирования нелегкое – особенно если представлен в нем один автор с единым произведением. Но недаром Александр Бродский – архитектор: он способен управиться даже с готической стилистики низкими сводами. Получилось красиво.

Работа Сергея Мироненко в Айдан-галерее носит название «Элементы» и на первый (но только очень первый) взгляд кажется воспроизведением химической таблицы Менделеева. Но нет: тексты и знаки там совершено иные – то ли некие «первичные элементы бытия», то ли попросту розыгрыш, то ли и то, и другое вместе, Читать стоит полностью – очень весело (можно также приобрести плакат-репродукцию и с удовольствием изучать дома во всех подробностях).

По соседству, в галерее «Риджина» - проект Сергея Браткова «Балаклавский кураж». Во всю стену видео, на котором подростки бодро ныряют в воду. А ниже – инсталляция из покосившихся бетонных свай с торчащими железяками (надо думать, именно так выглядит дно в том месте, куда прыгают герои). В общем, кайф от бесшабашного риска.

Двигаясь дальше по Бродильному цеху, можем заглянуть в галерею «Победа» и ознакомиться с фотографиями Анжелики Шер (их тринадцать штук, отчего и сама экспозиция носит название «Тринадцать»). В галерее «Ателье №2» - Ирина Штейнберг с инсталляцией «Я есть». И таким образом подбираемся к Зеленому ангару, где расположилась огромная инсталляция Александра Пономарева «Обратные связи».
Здесь среди прочего – некое сооружение из деревянных реек, к котором угадываются очертания самолета, а также внушительный велосипед с 15 парами педалей. Когда их крутят, вырабатывающаяся энергия передается на самолет (в который, кстати, можно зайти). Сплошной, одним словом, интерактив.

XL-галерея в очередной раз представляет на своей территории группу «Синий суп» с видеоинсталляцией. На этот раз она носит название «Метель» и неизменно для данного коллектива авторов очень красива.

Неподалеку от «Проуна» располагается площадка молодого искусства «Старт» (вход тот же, что в магазин художественных принадлежностей, в подвале от лестницы направо). На этот раз здесь выступает Татьяна Ахметгалиева с весьма необычным жанром монументальной вышивки. Сделано, кстати, вручную. Работа именуется «Стадия куколки» и выглядит очень любопытно. Я бы посоветовала не пропустить.

В том же подвале слева (это пространство именуется «Акцизный склад») поселилась по случаю Биеннале галерея ЖИР, представляющая группу ПГ с проектом «Это конец». Особое внимание зрителей привлекает кинетический объект – гаишник с топором, всаженным в голову. Однако доблестный сотрудник милиции, невзирая на это, жив и время от времени дергается и пытается встать. Зрители этому почему-то так радуются, что прочих произведений потом даже вспомнить не могут. 1.gif А авторы, между прочим, пытались создать апокалиптическое видение конца эпохи.

В студии Михаила Королева обнаружился любопытный автор - Виталий Молька с срией графических и живописных работ под общим названием «Лоно природы». Автор представлен как художник-любитель из деревни Шишаки под Полтавой (что недалеко от мест, описанных Гоголем). То ли всерьез народный примитив, то ли умелая подделка под него – но очень забавно.

Галерея Гельмана между тем представляет не только Бродского в Большом винохранилище, но и Валерия Кошлякова с проектом «Недосягаемое» на собственной территории. Не только привычная для зрителя в его исполнении монументальная живопись с смешанной технике, но и металлические конструкции-вертикали. Вместе внушительная инсталляция, с успехом использующая сложную конфигурацию зала.

В сдвоенном выставочном пространстве самого Винзавода - Цех Белого + Цех Красного – представлены проекты архитектурно-дизайнерской мастерской Ван Лисхаут (Нидерданды). Точнее, проектов два - «Город рабов» и «Gradle to cradle», но они между собой жестко – и сюжетно – связаны. Сверху – некий идеальный (почти оруэлловский) город. Снизу – безотходная утилизация человеческих существ на благо расположенному наверху мегаполису.

По ходу дела на Винзаводе возникла и пара новых галерейно-выставочных пространств.
В дальнем корпусе поселилась новая галерея Art+Art, стартовавшая проектом «Минус идеология». Подразумевается, что форма ее интересует больше, а идеология должна оставаться за кадром.
Для начала показаны такие авторы, как Антонии Тапиес, Пьер Сулаж, Гэри Хьюи и Хуан Эрнандес Пижуан, а также наш Георгий Пузенков (одновременно куратор галереи).
Провозгласив отказ от идеологии, организаторы тут же напомнили о 35-летии «бульдозерной выставки». Заодно музеифицировали сам бульдозер, затащив его в зал. 1.gif

Ну, и подрастает новое поколение галеристов. В буквальном смысле: с галереей под названием «Артберлога» на Винзаводе появился галерист по имени Михаил Овчаренко – не однофамилец руководителя «Риджины» Владимира Овчаренко, а непосредственно сын.
Первый проект юное кураторское дарование поименовало «Fuck young». Авторы при этом туда собраны вполне известные и чуть ли не почтенные.

Уфф! Вроде никого не забыла. 1.gif
ТП
Если ноги еще держат, можно перейти Садовое кольцо и отыскать в районе улицы Воронцово поле зал под названием Laboratoria Art&Science Space (внутренний двор НИФХИ им. Л.Я.Карпова). Здесь в рамках Биеннале представлена экспозиция «Эволюция от кутюр. Искусство и наука в эпоху постбиологии».
Во дворе между тем по-прежнему функционирует любопытное сооружение под названием «Небесная арфа» - реагируя на проходящие по небу облака она издает звуки разного тембра и тона. 1.gif
ТП
В общем-то маршрут можно и продолжить (хотя лучше все же на колесах). Обогнув по Садовому Курский вокзал, сворачиваем на улицу Казакова, где можно отыскать галерею pop/off/art.
Григорий Майофис выступает здесь с серией работ «Художник и модель». На холсте (так и хочется сказать «в кадре») – неизменно присутствуют и художник у мольберта, и изображаемый им персонаж. Ну, и холст в холсте, разумеется. Пример: живого медведя условный автор изображает как фарфоровую статуэтку. А что, как вы думаете, может скрываться за изображением числа «32»? Ха-ха, балерина, разумеется! 1.gif
ТП
Теоретически отсюда достаточно удобно выехать в сторону Басманных улиц, завернуть на Новорязанскую в Зверевский центр (Александр Соколов, «Все включено»), а потом двинуться в направлении описанной выше «Фабрики».

Перебор? А вот в таком режиме и существовали арт-критики в главную биеннальную неделю. 14.gif
ТП
Продолжая биеннальную тему: на «Фабрике» в Переведеновском открылась долгожданная экспозиция «Рабочее движение».
Состоит главным образом из инсталляций, плюс некоторое количество живописи. В зале разместилась весьма удачно, и работы также заслуживают внимания. Так что, возвращаясь к уже сказанному о «Фабрике» - это одно из тех мест на Биеннале, куда добраться непременно стоит.
ТП
Точно так же стоит заглянуть на биеннальные выставки в Третьяковку на Крымском.
Здесь их три. О фотографии Владимира Сычева я уже писала в фототеме, а вот теперь о двух остальных.
«Не игрушки» - лукавое название экспозиции, которая как раз на игрушках и основана. Однако не все так просто – игрушки здесь оказываются либо изображаемым предметом, либо частью ассамбляжа или инсталляции. Предмет искусства или одновременно и его материал – но тем самым игрушка обрастает целым комплексом ассоциаций, вряд ли запланированных производителем.
Дальше больше – среди представленного есть и игрушки 30-х годов. Разработанные тогдашними педагогами в качестве обучающих комплексов и сохраняющие еще не полностью изничтоженную стилистику авангарда, они сегодня воспринимаются как настоящие артобъекты (а между прочим, вполне могли бы сегодня вернуться и в производство и быть с успехом использованы по назначению).
Среди участников – несколько десятков современных художников. Причем кураторы никому не давали специальных заданий, а отбирали работы, созданные ранее. Так что, если хотите, это еще и исследование о бытовании самой темы игрушки в нынешнем искусстве.

И еще одна историческая экспозиция: «Бумажная архитектура» (куратор – архитектор Юрий Аввакумов). Подзаголовком имеет слово Mausoleum – что материализовано в виде внушительной лабиринтообразной конструкции из гофрокартона, внутри которой и развешаны архитектурные эскизы, а в символическом плане обозначает судьбу определенного периода развития архитектуры в России.
Вернее, в СССР – поскольку сам термин «бумажная архитектура» применим к определенному периоду 80-х годов. Именно тогда создавалось немало интересных проектов, обреченных, однако, на «бумажное» существование (несмотря на множество премий, полученных авторами на международных конкурсах). Так что работы, вполне пригодные для реализации вживую, сохранились исключительно как произведения изобразительного искусства.
И последнее тоже верно – смотреть на них захватывающе интересно далеко не только профессионалам.
ТП
Следующий пункт нашей биеннальной географии – расположенный неподалеку остров с комплексом зданий шоколадной фабрики «Красный октябрь».
Здесь живут сразу два комплекса выставочных проектов. Что не имело бы особого значения, если бы они не имели раздельные входы с двух сторон одного и того же здания. Так что будьте внимательны и не пропустите половину. 1.gif

Итак, собственно «Красный октябрь». Вход со стороны переулка.
Гвоздь этой части – спецпроект Биеннале, экспозиция «Русское бедное» (куратор Марат Гельман). Эта выставка уже была ранее показана в Перми. Само название восходит к бытующему в искусствоведении термину arte povera (ит. – «бедное искусство»). Что означает прежде всего использование самых простых, часто бытовых материалов, определенный формальный аскетизм. Хотя первоначально для российских художников здесь был не столько сознательный, эстетский отказ от более дорогих материалов, сколько их банальная малодоступность. Что в дальнейшем у многих превратилось в эстетику. 1.gif
Экспозиция, право слово, хороша.
Ну, а кроме того, на разных этажах здания живет еще несколько коллективных или индивидуальных проектов, с которыми также стоит ознакомиться.
ТП
Другая часть обитателей бывшей шоколадной фабрики – гости галереи Baibakov art project и одновременно специальные гости Биеннале.
Бельгиец Люк Тюйманс выставляется в Москве впервые. Это известная персона в мире современного искусства. Узнав это, многие могут удивиться, обнаружив вполне фигуративную живопись. Однако это так – хотя многие его произведения могут напоминать стилистику кинематографа с его монтажом, кадрированием и прочими подобными приемами (автор одно время, разочаровавшись в живописи, занимался кино, так что удивляться тут нечему).
Короче, есть возможность поглядеть на зарубежную знаменитость и составить собственное впечатление.
Второй автор, напротив, наш - Ольга Чернышева с экспозицией «Настоящее – Прошедшее». Эта выставка была перенесена в Baibakov project из Музея архитектуры в самый последний момент – если вы не знали, где ее в результате искать, то теперь знаете. 1.gif
Две серии фотографий – одна собственно фото в традиционном виде на стенах, другая в лайт-боксах, выставленных сложным геометрическим изгибом посреди зала. Одна серия представляет охранников, другая снята в Зоологическом музее МГУ. Отличная архитектура экспозиции – Архитектурный музей, право, много потерял.

P.S. Вход сюда - с набережной.
ТП
Между прочим, на территории закрытой и перестраивающейся ныне в какой-то ресторанно-развлекательный комплекс «Арт-Стрелке» еще сохранились некоторые галереи. В одной из них, Paperworks, Юрий Альберт выступил с весьма любопытным проектом Moscow poll (московский опрос).
Автором сформулировано несколько вопросов о современном искусстве. Под каждым из них – своя избирательная урна из двух половинок, где можно, бросив свой листок направо или налево, проголосовать тем самым «да» или «нет».
Будет до конца биеннале, поле чего автор произведет подсчет и подведет итоги.
(Поскольку подобные опросы проводились и в других странах, заодно можно будет провести и сопоставление.)
Так что, отправляясь на «Красный октябрь» или возвращаясь оттуда, загляните по пути и на «Арт-Стрелку». И проголосуйте, само собой. 1.gif
ТП
Следующий этап – район Пречистенских ворот. Можно перейти туда по пешеходному мостику с острова после «Октябрей», можно, если впечатления уже переполнили, отправиться и отдельно в другой день.
Здесь тоже один из важных пунктов нашей географии - Музей современного искусства РАХ (Гоголевский б-р, 10) представляет экспозицию «Товарищество «Искусство или смерть».
Это подлинное название – такая группа молодых художников сложилась в Ростове-на-Дону во второй половине 80-х годов в стенах Ростовского художественного училища. Сегодня многие них его участников – Валерий Кошляков, Юрий Шабельников, Авдей Тер-Оганьян, Александр Сигутин - хорошо известны, а тогда были совсем юными. Здесь начало их развития, предпосылки – в общем-то, тоже очень яркий период. Не менее интересны, кстати, и другие участники – к сожалению, «иных уж нет, а те далече».
Так что, здесь есть возможность ознакомиться с периодом «бури и натиска» эпохи перестройки.

Чуть позже в этом же пространстве открылась выставка Дарьи Досталь «Фотоделика. Москва».
Дебют ранее не известного автора и анонс, сообщающий о психоделическом колорите фотокадров, сделанных в Москве, первоначально настроили меня на скорее скептический лад. Однако результат оказался смотрибелен – версия городского пейзажа, снятого из окна автомобиля, смазанные и дрожащие кадры, компьютерная переделка цвета, использование кинематографических приемов – все это парадоксальным образом складывается во вполне реалистичный образ Москвы. Плюс весьма неплохо экспозиционное решение.
Короче, в эти залы – на первом этаже – заглянуть тоже стоит.

ТП

Двигаясь далее, делаем крюк через район Остоженки - Галерея RuArts, 1-й Зачатьевский пер., 10. Здесь показал новую серию своих работ Виталий Пушницкий – в данной ситуации скульптор. Что само по себе любопытно, ибо мы его знаем и как живописца, и как графика.
Вход в галерею свободный, но воскресенье и понедельник – выходные.
ТП
Пробираемся переулками в район Пречистенки, в галерею Зураба Церетели.
Здесь два проекта – и оба являются частью не только Биеннале, но и программы «Одна шестая плюс» (что достаточно узнаваемо – речь действительно о пространстве бывшего СССР).
Экспозиция «Второй диалог» представляет старшее (относительно) поколение художников России и ближнего зарубежья, экспозиция «Личинки Будущего» - молодежь того же региона. И там, и там есть вполне интересные работы, так что стоит полюбопытствовать.
ТП
Далее наш путь лежит между Пречистенкой и Арбатом. Слкдующая остановка - Гагаринский переулок, 35, галерея Ravenscourt.
Вслед за молодежной выставкой Genius loci эдесь экспонируется персонально один из ее участников - Тимофей Караффа-Корбут. Выставка именуется Artless («безыскусное»). И на первый наивный взгляд выглядит почти как детские рисунки – на огромных чисто белых холстах цветными контурными линиями изображены зайчики и птички…
Не обольщайтесь: тут нет и тени неумелости, за плечами у автора не один год классического художественного образования, начиная со средней школы. Так что здесь это сознательно выбранная стилистика – вполне успешно реализованная.

ТП

И выставочный зал музея Пушкина в Денежном переулке: здесь художественный десант из Финляндии при содействии московской галереи «Ковчег».
«Crazy Finns» - это три автора, один живописец и два скульптора, и очень хорошо организованная экспозиция.
Будет до конца октября.
ТП
В районе между Новым Арбатом и Поварской нас прежде всего интересует выставочный зал Литературного музея в Трубниковском переулке. Здесь обосновалось сразу несколько биеннальных выставок.
Большая коллективная экспозиция под кураторством Веры Погодиной названа «Мертвые души» и несомненно связана с юбиляром этого года, Николаем Гоголем. Более того, проект заявлен как часть запланированной серии выставок под названием «Русская хрестоматия».
Участники выставки – большей частью представители московской школы концептуализма, - разумеется, переосмысливают тему далеко не буквально. 1.gif

Другая выставка носит не менее литературное название – «Сны Веры Павловны». Автор, Анна Броше, не просто иллюстрирует роман Чернышевского. Вспомнив любовь литературной героини к чаю со сливками, она создает инсталляцию из предметов, связанных с чаепитием – но предметов искаженных и непригодных для утилитарного использования. Точнее, это несколько инсталляций, по одной на каждый сон, - множество чашек, тарелок, чайников, на которых написаны цитаты из романа.

И наконец, замечательная экспозиция Марии Арендт, названная «Шито-крыто». Это действительно вышивки – на тему русских народных частушек.
Частушки хорошо бы знать на память – потому что в благовоспитанном Литмузее на табличках от них приведена в лучшем случае пара строк. 1.gif Впрочем, полным текстом музейные филологи, разумеется, располагают – и даже, если повезет, демонстрируют интересующимся.
Кроме шуток, выставка очень славная.
ТП
По соседству, буквально через дорогу - Ирина Нахова и Лиза Шмиц с экспозицией «Disconnected».
Это Открытая галерея, расположенная в том же Трубниковском переулке в доме 22, стр. 2 (вход туда со двора).
Тема выставки заявлена в самом названии – потеря, разрыв существующей между людьми связи. Авторы – художник Ирина Нахова и архитектор Лиза Шмиц – сильны в создании пространственных инсталляций, и здесь тоже не подкачали. А галерею вообще стоит взять себе на заметку – пока здесь прошло лишь несколько выставок, но все сильные.
ТП
Неподалеку, в Большом Ржевском переулке, галерея «Кино» (вход туда с Малой Молчановки) устраивает в рамках Биеннале настоящий калейдоскоп, меняя выставки каждую неделю. Кто-то, возможно, успел увидеть там интересную фотовидеоинсталляцию Татьяны Данильянц, кто-то – скульптурные работы Алены Аносовой. В данный момент экспонируются живописные и фотографические работы дуэта в лице Дмитрия Алексеева и Алексея Лохова (есть небезынтересный триптих из московских пейзажей – в тумане, что очень рифмуется с нынешней погодой). Но и их скоро сменит кто-то еще.
ТП
Отсюда выше по Большой Никитской, к Никитским воротам. В самом начале Леонтьевского переулка, в галерее Марины Гончаренко (GMG), - Томас Джошуа Купер и Билл Фонтана.
О первом я уже подробно писала в фотографической теме – экспозиция очень даже заслуживает внимания. Автор второй представляет аудиовидеоинсталляцию – где главное для него все-таки звук.
ТП
Ровно там же, через двор, в недавно возникшем пространстве под названием Art Banking club, - экспозиция Sound in Z, посвященная экспериментальным музыкальным инструментам 30-х годов, начиная от знаменитого терменвокса (но им не ограничиваясь).
ТП
Движемся через бульвар к галерее «Зураб» - представленный здесь автор, Гела Цуладзе, назвал свою выставку «Опыт ТЧК и ЗПТ». Что заключается в создании произведений в форме запятой и точки – все по-честному. 1.gif
ТП
Далее переулками в направлении Маяковки - залы Московского музея современного искусства в Ермолаевском переулке представляют две биеннальных выставки.
«Сверхновая вещественность» - это коллективный видеопроект с участием дюжины авторов. Единой и жесткой темы им не предписывалось, выбор каждого автора самостоятелен.
Здесь же - Александра Паперно с экспозицией «Популярная астрономия» (что может в какой-то мере напомнить зрителю о ее же более ранней выставке «Карты звездного неба».
ТП
Из Ермолаевского, перебравшись через Садовое кольцо, можем отправиться в галерею “Fine Art” на Большой Садовой (не на самом кольце, а во дворах!).
Тут тоже два автора. Дмитрий Шорин представил проект «Рабочий стол. Война и мир». «Рабочий стол» - это рабочий стол компьютера. А «Война и мир» - роман Льва Толстого. Три портрета детей – Наташа, Андрей и Петя, то есть герои книги в нежном возрасте. И цитаты из книги – в виде чата по аське. Очень, кстати, вышло симпатично.
И рядом – проект, который Серж Головач посвятил городу Витебску: «Утвердители нового искусства - УНОВИС». Большая фотосерия в виде слайд-шоу, которую сопровождают тексты, посвященные УНОВИСу, объединению, в котором участвовали Малевич, Шагал, Лисицкий, Чашин и другие…
Парадоксально, но оба проекта отлично сосуществуют в одном пространстве.
ТП
Те, у кого остались силы, могут отправиться прямо отсюда в Госцентр современного искусства на Зоологической.
Здесь живет проект «Искусство места» или Art on site. Перевод на русский не очень удачен и не сразу позволяет понять, о чем идет речь. Art on site – это работы так называемых «приглашенных художников», произведения, исполненные в ходе временного пребывания в новом, незнакомом месте.
Организаторами выступили ГЦСИ и Немецкий культурный центр им. Гёте. Соответственно, немецкие художники работали в России, в городах, где есть филиалы ГЦСИ (кроме Москвы это Санкт-Петербург, Калининград, Екатеринбург и Нижний Новгород. Российские авторы из этих городов также представлены.
ТП
Впрочем, биеннальные проекты обосновались на этот раз не только в центре города. Один из них так и называется - «Спальный район».
Место действия - Краснодонская улица (у станции метро «Волжская»). Сразу посоветую не повторять моих ошибок и не спрашивать у местных жителей, где сама улица. Она, увы, длинная, и идти по ней до конца можно долго. 1.gif
А идти надо ровно в противоположном направлении, туда, где висит табличка «Волжский бульвар». Ориентируйтесь на вход в усадьбу Влахернское – экспозиция будет от него слева.
И будет непосредственно на улице (говоря по-ученому. open air). Идея спального района материализована участниками (под кураторством Марины Звягинцевой, Ивана Колесникова и Сергея Денисова) в виде кроватей – да, в самом буквальном виде.
Участников около семидесяти, и каждый придумал что-то свое – ни одной не то что одинаковой, а даже сходной по замыслу картины тут не найдете.
Идея выйти таким образом «в народ», непосредственно к месту проживания публики, которая зачастую не заходит не только на выставки современного, актуального искусства, но и в художественные пространства вообще – это, конечно, определенный вызов. Конечно, были и опасения – вдруг работы подвергнутся вандализму (кровати, к счастью, железные, то есть до некоторой степени вандалоустойчивые). Но уже в первый день (и даже до официального открытия, пока экспозиция еще только монтировалась), жители Юго-Восточного округа проявили к ней немалый интерес – прогуливались вдоль целыми семьями, с детьми и собаками. 1.gif
Одним словом, соберитесь с духом и проделайте не столь уж, в общем-то, далекий путь до метро «Волжская». Собак и детей тоже можно взять с собой.
ТП
Пролагая по Москве маршруты Биеннале, нельзя пропустить окрестности Кузнецкого моста.
На верхних этажах здания ЦУМа расположился проект Олега Кулика – «Пространственная литургия №3».
Это воспоминание о целом ряде перформансов последних лет – воспоминание, превращенное куратором в театр теней. Передвигаясь по устроенному в огромном – пока еще не освоенном магазином – пространстве лабиринту, зритель может либо вспомнить их, если видел, либо просто воспринимать зрелище как таковое. А зрелище есть – в последнее время Олег Кулик уже показал себя хорошим экспозиционером, с успехом преображающим большие пространства (вспомним его проекты в Большом винохранилище Винзавода и в ЦДХ).
ТП
Два проекта Биеннале расположились и в Фонде «Екатерина» (Кузнецкий мост, 21/5, под. 8, вход с Большой Лубянки).
Во-первых, собственный проект Фонда, работы из коллекции учредителей, Владимира и Екатерины Семенихиных – более сотни произведений. К названию «Лицо. Образ. Время» добавлен подзаголовок – «изображение человека в искусстве: от модернизма до современности».
Модернизм коллекционеры – или куратор – понимают, похоже, весьма широко. Во всяком случае, в самом раннем по времени разделе экспозиции обнаруживаем не только Репина, но и даже Семирадского. Художники конца XIX – начала ХХ веков призваны продемонстрировать приближение к трансформациям, последовавшим в русском искусстве 10-х годов ХХ века и периода авангарда.
Далее идут «Бубновый валет», кубисты, футуристы – словом, все те, для кого изображение человека превратилось в повод для экспериментов с художественной формой. Небезынтересные работы 30-х годов, затем нонконформисты 60-х. Наконец, наши современники в немалом количестве.
Словом, экспозиция вроде бы складывается так, чтобы проследить эволюцию изображение человека именно в русском искусстве последних ста с лишним лет. Однако коллекционеры не удержались от того, чтобы продемонстрировать и свои произведения из зарубежного современного искусства. В этом смысле работы Тони Мателли или модных фотографов Пьера и Жиля несколько диссонируют с прочими – во всяком случае, таково мое скромное мнение. Но посмотреть, несомненно, есть на что. Причем смотреть можно будет дольше, чем длится сама Биеннале – примерно до середины декабря.
Кстати, по случаю этой выставки освоен еще один, третий этаж здания – не пропустите то, что размещено на нем. 1.gif

И еще одна экспозиция, открывшаяся на территории Фонда чуть позднее. «Wonder world. Expecting a restless future» - это видео и фото. Состав авторов международный – Россия, США, Германия, Австрия, Италия, Испания и даже Китай. Все это – на первом этаже здания.
ТП
Не забудем и главное здание Московского музея современного искусства, расположенное на Петровке. Здесь сразу несколько экспозиций в рамках Биеннале.
Специальный гость Биеннале Михаил Гробман выступил с экспозицией «Метаморфозы коллажа». Представитель московского нонконформизма 60-х и основатель группы «Левиафан» ныне проживает в Израиле. Коллаж – лишь одна из его техник, наряду с живописью, объектами и инсталляциями. Однако для московской выставки избран именно он – как своего рода концептуальная графическая инсталляция. Работы с 80-х годов до сегодняшнего дня.

На верхнем этаже расположился проект «шведская семья». Ничего общего с шутливой трактовкой этого выражения в русском языке. Тема семьи тут присутствует совершенно серьезно, объединяя и шведских, и российских авторов – общим числом около трех десятков.

И крайне забавный – и очень удачный с точки зрения формы – проект Андрея Бартенева «Шведская стенка».
Что такое «шведская стенка» как гимнастический снаряд, всем прекрасно известно. Автор использует стилистику этого утилитарного объекта, создавая свою «скульптуру-рукоход». Рекомендуется пройти внутрь инсталляции и поглядеть на нее снизу вверх – тогда, помимо прочего, еще и прочитывается некий текст. 1.gif

Наконец, большая часть второго этажа занята экспозицией «Традиция нонконформизма» из коллекции Иосифа Бадалова.
Речь о творчестве художников-нонконформистов, тех, кто начинал еще в 60-е в условиях андеграунда (а многие продолжают активно работать и по сей день). Подробно представлено творчество Игоря Вулоха и, особенно, Владимира Немухина. Здесь же работы таких авторов, как Оскар Рабин, Лидия Мастеркова, Эдуард Штейнберг, Владимир Янкилевский, Виктор Пивоваров и многие другие.
Коллекция хороша и впервые демонстрируется публично. Не дожидаясь следующего раза, стоит не пропустить этот. Будет по 18 октября.
ivanp
Цитата(KarpovSergei @ 29.08.2009, 11:42) *
Попечительский Совет 3-ей Московской Биеннале современного искусства:
Yves Bouvier, Art Culture Studio SA Швейцария
Yana Peel, Outset Contemporary Art Fund Великобритания
Петр Авен, ОАО «Альфа-Банк»
Диляра Аллахвердова, Фонд «Современный город»
Шалва Бреус, Культурный Фонд «АртХроника»
Андрей Гончаренко, ЗАО «Газпромстройинжиниринг»
Дарья Жукова, ЦСК «Гараж»
Стелла Кесаева, Stella Art Foundation
Леонид Михельсон, ОАО «Новатэк»
Валерий Носов, ARTMEDIA Group
Ирина Остаркова, Издательская программа «Интерроса»
Владимир Семенихин, Фонд «Екатерина»
Софья Троценко, ЦСИ «Винзавод»
Татьяна Флегонтова, Фонд «Общество Поощрения Художеств»
Леонид Фридлянд, Mercury

Оргкомитет биеннале:


Директор – Дмитрий Спивак

куратор-соорганизатор – Дмитрий Ивашинцов

кураторы проектов – Алина Венкова, Анна Ляшко

главный дизайнер – Борис Божков

руководитель пресс-службы – Ольга Васинкевич

медиасопровождение – Анастасия Вдовенко

координаторы проектов – Ирина Соколова, Екатерина Чудновская

техническое сопровождение – Mediaproduction centre Articam
________________________________________________________
Отзывы об автомобилях
ТП
Цитата
Уважаемые друзья и коллеги!



РАДЫ СООБЩИТЬ, ЧТО В СВЯЗИ С БОЛЬШИМ ИНТЕРЕСОМ К ОСНОВНОМУ ПРОЕКТУ ТРЕТЬЕЙ МОСКОВСКОЙ БИЕННАЛЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

В ЦЕНТРЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ "ГАРАЖ", ДАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОДЛЕВАЮТСЯ И

ПРОЕКТ БУДЕТ ОТКРЫТ ДО 1 НОЯБРЯ 2009 ГОДА.
ТП
Александр Сигутин в галерее pop/off/art продолжил свою серию «супремусов» - экспозиция названа «Я так вижу».
Любопытное соединение формальных приемов супрематизма с элементами традиционной композиции русской иконы.
Будет по 31 октября.

И напомню – ранние работы автора, наряду с его соратниками по ростовскому художественному объединению 80-х годов «Искусство или смерть», до конца текущей недели еще можно видеть в залах Музея современного искусства РАХ на Гоголевском бульваре в рамках биеннальной программы.
ТП
Еще одна свежеоткрывшаяся биеннальная экспозиция: инсталляция Екатерины Резниченко и Татьяны Крыловой в галерее «Кино». Название - «Вещи» - вполне соответствует тому, что видит зритель: в тесных комнатушках старой квартиры (пожалуй, даже коммуналки), громоздятся всевозможные старые, иногда полуразрушенные предметы. Но это не просто подобие свалки – за ними эпоха, наслоения воспоминаний нескольких поколений, ненужный, но одновременно важный груз прошлого…
Вещи при этом живут своей жизнью. В самом буквальном смысле: в инсталляции есть кинетические элементы, некоторые предметы неожиданно начинают шевелиться. 1.gif

В общем, весьма удачно выстроенная экспозиция.
ТП
Ну и напомню, между тем, что большинство выставок в рамках Биеннале закрывается 25 числа (пока продлен только основной проект). Так что планируйте свои походы вовремя. 1.gif
Это текстовая версия форума, возможен только просмотр основного содержимого сайта. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста нажмите сюда.
Invision Power Board © 2001-2018 Invision Power Services, Inc.