Наших детей учат думать или подчиняться?

Вспоминая картину "Устный счет"

Сожалею, не вспомню фамилии автора этой картины. Замечательное произведение. Убедительный аргумент в пользу свободного воспитания ребенка.

Чему учат с первых часов занятий в наших школах?

Учат покорности, послухмянности. А надо учить не качеству послушного человека, а способности мыслить, обдумывать услышанное, рассуждать и возражать.

Да, да ВОЗРАЖАТЬ учителю - это не преступление!

Возражать преподавателю, профессору и даже президенту, когда он неправ, когда говорит глупости. Об этом можно и нужно сказать ученику.

«Почему Вы глупые вопросы задаете?» - спросила меня моя шестилетняя собеседница. Она была права. Я рассмеялся, обещал исправиться и порадовался за нее, поблагодарил ее мать. Она воспитала свободного человека. Действительно, глупо спрашивать любит ли девочка свою бабушку.

Что делают дети, изображенные на этой прекрасной картине? Они усиленно думают, работают, мыслят, соображают. Свободные позы: ходят, чешут затылки, смотрят в небо.

Что делают первоклассники в наших школах? Они усиленно сидят. Постоянно, особенно в самые главные, в первые годы в школе, ученик должен, обязан сидеть прямо, сложив руки перед собой на парте, не отвлекаться, не вертеться, не разговаривать с соседом, слушать учителя, беспрекословно исполнять его указания.

Сколько обязанностей!

Не исполнение какой-то одной приведет к выговору, возможно к истерике, крику, угрозам. Тут не до устного счета. Не забыть бы о руках, хочешь подумать, потрогать затылок, да куда там, училка сверлит угрожающим взглядом.

Устный счет в наших школах. Вздумай кто-то из учащихся встать, непроизвольно, погруженный в процесс нахождения ответа, тут же последует замечание, выговор, окрик. И все думают о не о математической задаче, а о том, как бы не вызвать гнев обучающего.

Если ученик сделает шаг в сторону от парты, это посчитают за попытку побега, это грубое нарушение дисциплины.

Пройдет пару шагов в задумчивости, как ученик на картине, поднимет руку потрогать затылок, (это так естественно) он будет назван нарушителем, экстремистом и может прозвучать угроза вызвать милицию. Дети, даже дошколята знают, что милиция обучает дубинками. Страшно.

Да, это бывает и нередко, детей запугивают.

Главная дисциплина в наших школах - это дисциплина.

С первых минут учительница внушает своим подопечным, что она власть. Не друг и не доброжелательный наставник, а власть. И объяснит, почему они должны подчиняться.

Потому что она правильная власть. Если будет кавардак, какая учеба? О том, что лучше увлечь школьников, чтобы им было не до баловства, она не вспомнит или не знает как это сделать.

Она объяснит, что ее власть легитимна и справедлива. Ее назначило правительство. Она всегда говорит правду. Действительно: дважды два четыре, не поспоришь. Параллельные прямые не пересекутся. И не надо, не ищите никаких других вариантов. Лучше быть здоровым и любить президента.

Система подавляет мыслительный процесс, учит не мыслить, а подчиняться.

Задача школы не только дать знания, но и (это не менее важно) научить думать самостоятельно, разбудить, развить мыслительный процесс

Указания учителя больше похожи на приказы. Именно здесь. в школе приучают к тому, что всю жизнь ты должен исполнять чьи-то команды, но не думать, не поступать по своему разумению.

Только в старших классах, освободясь от диктата, наши ученики начинают думать самостоятельно, критически осмысливать действительность. Для многих поздно, поезд ушел.

И в старших классах возражать нельзя, дискуссии фактически запрещены. Выскажешь свою точку зрения, отличающуюся от изложенной учителем, получишь неудовлетворительную оценку. Учительница превозносит Сталина, ученик думает иначе и попробуй возразить, когда перед ним задача закончить школу на отлично. Это пример из жизни.

Люди приспосабливаются, привыкая у двойным стандартам. В жизни продвинется не самый умный, а самый хитрый, изворотливый, беспринципный.

И вот что мы видим на картине. Ребят уже научили думать, работать самостоятельно, сосредоточенно мыслить. Это крестьянские дети, это свободные люди.

Это они в 1920-м восстанут против коммунистической диктатуры.

Светлая память безымянным героям.

Уважаемая г-жа Ларина!

В большей степени Вам обращен текст, тема которого мне кажется достойной для обсуждения на Вашем "Родительском собрании". Эта заметка вывешена на сайте Каспарова, но обсуждение на Эхе привлечет, надеюсь, больше внимания к проблеме, которая существует.

Ваш внимательный слушатель и поклонник Вашего таланта.

Л.Колеватов.

PS
. Ввиду моей компьютерной малограмотности текст пересылает мой просвещенный внук.