Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: новые экспозиционные пространства
Форум ТВС > Эхо Москвы > Сотрудники > Татьяна Пелипейко
ТП

Музей Тургенева, он же «дом маменьки», он же «Дом Муму» открылся для публики в Москве на Остоженке.
В этом особняке, носящем в современной Москве номер 37, жил когда-то, впрочем, не сам писатель, а его мать, Варвара Петровна Тургенева. Сын же неоднократно гостил у нее, останавливаясь в доме на Остоженке, когда бывал в Москве.
Варвара Тургенева слыла особой своенравной. С сыновьями нередко ссорилась, не принимая вольный, как ей казалось, образ жизни и шумны компании гостей. Неудивительно, что иной раз в литературных произведениях сына Ивана ее образ тоже претерпевал искажения. Собственно, именно она оказалась таким образом прототипом барыни в «Муму» - на сама деле, и глухонемой великан-дворник (по имени, правда, Андрей) в доме служил, и инцидент с собачкой тоже имел место. Правда, из всех более реалистичных свидетельств выходит, что запрет держать собаку в доме место действительно имел – но куда и как она исчезла, неизвестно. А вот дворник никуда не делся и по-прежнему служил в тургеневском доме…
Как бы то ни было, в Москве этом дом, пожалуй, был единственным мемориальным тургеневским местом. И создание музея напрашивалось – разговоры об этом шли как минимум еще в 70-х годах (а может, и раньше). Вместо этого в здании сменяли друг друга разнообразные советские конторы, наустанавливавшие там перегородок и вообще почти лишившие его особенностей старого интерьера.
В конце концов здание передали Музею А.С.Пушкина для создания Музея Тургенева как филиала (кстати, годом ранее музей А.С.Пушкина устраивал выставку, посвященную Варваре Тургеневой – судя по всему, это уже был подготовительный этап создания отдельного музея). Первая экспозиция разместилась в залах прежней парадной анфилады особняка (пока это все, что успели привести в должный порядок). Экспонаты пришли из фондов Музея А.С.Пушкина. Часть из них предоставили для экспонирования Литературный музей, Музей Тургенева в Орле, заповедник «Спасское-Лутовиново» и РГАЛИ. Отдельный зал посвящен Варваре Тургеневой, еще один – «собачьей» теме в творчестве Ивана Тургенева. Пока в экспозиции нет мемориальных комнат писателя – они находились на втором, еще не отреставрированном этаже.
Однако уже сейчас интерьеры первого этажа воссозданы с немалой степенью стилистической достоверности – в конце концов, это та же пушкинская эпоха, которой занимается основной музей. Так что и с этой точки зрения посетить наконец старый московский «послепожарный» особняк весьма любопытно. 1.gif
Посетить же можно в любой день, кроме понедельника со вторником.
ТП
Вы будете смеяться – но в Москве появилось еще одно выставочное пространство, представляющее работы Зураба Церетели. 1.gif
Место действия – Большая Грузинская, 15. Теперь это называется «Музей-мастерская Зураба Церетели» (официально – филиал Московского музея современного искусства).
Внутреннее пространство, в отличие от галереи Церетели на Пречистенке, скорее компактно. Поэтому там – что логично – выставлены в основном графика, эмалевые панно, умеренных размеров живопись и относительно небольшие скульптурные работы (в частности, шамот, который по определению гигантским получиться не может). Зато есть внутренний дворик (если уменьшительное «дворик» в данном случае уместно). И вот там – масса скульптур уже вполне уличного формата. Причем в немалом количестве и часто не в одном экземпляре (Георгиев-Победоносцев, в частности, в ряд стоит добрых десятка два). А лучше всего на фоне газона смотрятся вполне нормального размера звери, покрытые мозаикой – оставить только их, и была бы славная детская площадка с бегемотами, крокодилами и мартышками.
ТП
Открывшийся некоторое время назад Дом иконы на Спиридоновке мне удалось посмотреть только сейчас. Так что докладываю. 1.gif

Место – Спиридоновка, 4. Кое-кому этот адрес может быть памятен как местонахождение галереи «Новый Эрмитаж». Ее, увы, в связи с изменением собственника здания там больше нет. Однако пространство все же осталось выставочным.
Четыре экспозиционных зала, часть из них набита почти под завязку. Экспонатов много до такой степени, что первый встречающий зрителя зал представляет собой откровенно ковровую развеску – да плюс еще дополнительные выгородки по центру.
Немало и интересного. Однако есть минус – отсутствуют экспликации. Разумеется, человек, способный сразу на глаз отличить XV век от XIX и Новгородскую школу от Палеха, в них не слишком нуждается. Но всем прочим было бы куда интереснее (оговорюсь, там есть распечатки – но, во-первых, по ним не слишком легко разобраться, во-вторых, они охватывают далеко не все, а в-третьих, на всех зрителей одновременно их все равно не хватает 1.gif ).
Залы поделены экспозиционерами по рангам – от обычных икон к обозначенным как «коллекционные», а затем и «музейные». Вот там экспликации были бы тем более важны – но по-прежнему есть далеко не везде.
Очень интересен раздел, посвященный уничтожению икон в раннесоветское время. Здесь представлены и распиленные на части доски, и иконы, побывавшие в земле, служившие ступеньками лестницы или закрывавшие собой дырку в стене. Вот здесь как раз их история расписана в подробностях – и эта часть экспозиции стала еще более впечатляющей.
Планируется, что к основной экспозиции время от времени будут добавляться и временные (в момент моего визита это была подборка антирелигиозных карикатур и плакатов).
Что очень удобно – это расписание. Не считая понедельника (выходного), в прочие дни Дом иконы открыт для посещения до 22 часов. Вход, кстати, бесплатный.
ТП
Новую выставочную площадку в Москве назвать площадкой, честно говоря, затруднительно. Дело в том, что никакого постоянного места у институции, взявшей себе имя «Партизанский музей», нет. Вся идея в том, чтобы музей возникал с каждой новой выставкой в новом – и как можно более непредсказуемом – месте.
Для начала такой деятельности было избрано бывшее казино «Метрополь» (в здании одноименной гостиницы, со стороны Театрального проезда). Свои живописные работы из серии «Гладиатория» (сцены боев без правил) здесь представил Сергей Калинин, Широкой публике он известен как соавтор нашумевшего несколько лет назад римейка репинского «Заседания Госсовета» с изображением нынешних политиков. С тех пор как-то мало выставлялся (похоже, продолжал делать портреты публичных персон 1.gif ), но вот теперь собрался выйти на публику.
Выставка будет работать до 6 декабря. Вход обещан свободный.
Где «Партизанский музей» проявится в следующий раз – неизвестно. 1.gif
ТП
В Москве открылся для публики Дом-музей Михаила Щепкина. Адрес запомнить легко – улица Щепкина (потому и названа), дом 47. В принципе это совсем недалеко от станции метро «Проспект мира» (радиальной).
Небольшой старомосковский особнячок представляет интерес и с чисто архитектурной точки зрения. Это деревянный дом конца XVIII века – то есть еще допожарный. Деревянных домов этого периода после 1812 года в Москве сохранилось крайне мало. Щепкинский отреставрирован, и реставраторы клянутся, что максимально пытались сохранить его подлинность.
Внутри же на первом этаже воссоздано несколько комнат в стиле соответствующей эпохи. Немало любопытной живописи и графики. Среди экспонатов есть и мемориальные вещи, переданные Театральному музею им. Бахрушина (Дом-музей Щепкина является его филиалом) потомками Михаила Щепкина (весьма ветвистое генеалогическое древо тоже представлено).
В подвальном же этаже расположился небольшой театральный зал – место, где обещают проводить и камерные спектакли, и концерты, и лекции.

Информация на сайте Музея им. Бахрушина:
http://www.gctm.ru/branches/dmsch/
ТП
Новое экспозиционное пространство образовалось по адресу Большой Дровяной пер., 20, стр. 2 (это в той части переулка, что ближе к Николоямской).
Новое пространство именуется Aftergallery projectroom, а его куратором выступает художник Анатолий Журавлев. Первая же экспозиция получила название «Garbage» и объединяет, помимо самого инициатора, работы таких авторов, как Ричард Принс, Айра Шнайдер, Ай Вейвей, Андреас Гольдер и Вадим Захаров. Компания интересная, а во значительной своей части даже знаменитая. Техники всякие – есть живопись, фото, графика, керамика, скульптура и видео. Экспозиция сделана весьма элегантно. (По поводу видео – это работы Айры Шнайдера: во-первых, они демонстрируются в отдельном боковом пространстве, так что не пропустите. Во вторых – среди них работа World trade center с нарисованным мультипликационным самолетиком: так вот, она 1989 года…) Пресс-релизы с информацией об авторах и концепции зала требуйте у галеристов.
Теперь о расписании. Зал не коммерческий, вход свободный, а вот открыт для публики три дня в неделю: понедельник, пятница и суббота, с 15.00 до 20.00 часов. Нынешняя экспозиция будет демонстрироваться до конца января.
Это текстовая версия форума, возможен только просмотр основного содержимого сайта. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста нажмите сюда.
Invision Power Board © 2001-2018 Invision Power Services, Inc.