Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: и опять об иконах
Форум ТВС > Эхо Москвы > Сотрудники > Татьяна Пелипейко
ТП
История с попыткой одолжить икону XII века у Русского музея не перестает приводить меня в изумление.
Меньше всего удивляют сами жаждущие столь эффектного штриха к церемонии открытия своей церкви в коттеджном поселке. Ибо наличие денег само по себе образованности не гарантирует.
Уже значительно больше удивляет позиция патриархии. Ибо священнослужитель, как представляется, в такой ситуации должен бы напомнить пастве, что гордыня – это нехорошо. А сохранностью старинной иконы РПЦ должна бы быть озабочена в большей мере, чем удовольствием частного лица.
Но что действительно приводит в глубокое изумление – это позиция министерства культуры. Какая, в самом деле, экспертная комиссия? На просьбу о выдаче из музея древнего и хрупкого произведения на частное - а по сути это именно так – мероприятие ответ может быть один: «пошли вон!». Ну, пусть в вежливой форме – что дела нисколько не меняет.
ТП

- вот, собственно, о чем речь.

А вот из истории иконы: пишет замечательный петербуржский искусствовед Ирина Шалина, а приводит ее комментарий в своем ЖЖ известный эховской аудитории искусствовед из Третьяковки Левон Нерсесян:
http://users.livejournal.com/_corso_/180145.html#cutid1
ТП
Да, ну и из того же источника - описание состояния иконы (не лирика, а профессиональное):
http://users.livejournal.com/_corso_/179852.html

Маленький фрагмент, для общего впечатления:
Цитата
По стыку досок сквозная трещина с выкрошками левкаса и подвижными нависающими фрагментами (под профзаклейками) и бучениями паволоки внизу. Грунт хрупкий, связь с красочным слоем и паволокой ослаблена. Нависающие фрагменты левкаса также на стыках с торцевыми шпонками. Утраты левкаса до паволоки у левого края и справа на поле и лузге.
ТП
Открытое письмо сотрудников ГРМ:
Цитата
Глубокоуважаемый Господин Президент!

25 ноября 2009 г. в Государственный Русский музей поступило письмо из Министерства культуры Российской Федерации № 2251-05-23 за подписью директора Департамента культурного наследия и изобразительного искусства Р.Х. Колоева. В письме указано, что Департамент "считает возможным передачу иконы "Богоматерь Одигитрия" в религиозную организацию сроком на один год".

Прежде всего, мы не можем рассматривать данное письмо как юридическое основание для дальнейших действий музея. Любое решение о передаче древнего и уникального памятника из государственного хранения должно осуществляться на основании целого ряда регламентирующих документов, в первую очередь, – решения расширенного реставрационного совета с участием ведущих специалистов страны.

Считаем своим долгом объяснить, о какой иконе идет речь в письме Министерства культуры и в какую именно религиозную организацию Русскому музею предписано ее передать.

Икона "Богоматерь Одигитрия", так называемая "Корсунская", является одним из древнейших памятников отечественного искусства, исчисляемых в мире единицами. Она стоит в ряду таких мировых шедевров христианского искусства, как иконы и фрески Джотто, "Сикстинская мадонна" Рафаэля, "Троица" Андрея Рублева.
"Богоматерь Одигитрия" (инв. № ДРЖ-2093) ввиду аварийного состояния ее сохранности была передана в Государственный Русский музей в 1936 г. из Торопецкого краеведческого музея. В 1937 г. в реставрационной мастерской музея икона освобождена от поздних записей и слоев олифы и установлено, что она написана псковским мастером раннего XIV в.

Деревянная основа иконы имеет утраты, подвижные части и разновременные "чинки". Грунт иконы хрупкий, слабо связан с основой и подвержен хроническим вздутиям. Красочный слой и золото сильно потерты, имеют многочисленные утраты, выбоины и очень развитый кракелюр. Лики Христа и Богоматери при реставрации были вынуждены оставить под слоем записи и темной олифой ввиду отсутствия под ними первоначальных изображений. В силу ветхости и сложного состояния сохранности, деревянная основа и красочный слой иконы неоднократно укреплялись в реставрационных мастерских Русского музея. В настоящее время икона находится под постоянным наблюдением музейных специалистов: реставраторов, хранителей и климатологов. Малейшие изменения температурно-влажностного режима, пагубно влияют на состояние красочного слоя, связующего и, особенно, золотого фона и ассиста, поэтому ее перемещения даже внутри музея ограничены. В связи с этим, возникла необходимость перенести икону из залов постоянной экспозиции, неизбежно подвергающейся таким изменениям, в щадящие условия музейного хранилища, где обеспечивается стабильность климатического режима. Икона доступна для специалистов и верующих, но никогда не покидала стен Русского музея.

Подобно многим древним иконам, имевшим непростую судьбу, "Богоматерь Одигитрия" исторически имеет крайне сложное состояние сохранности. Никакие достижения реставрационной науки – ни сейчас, ни в будущем – не смогут это состояние радикальным образом изменить. В подобных случаях речь может идти только о предупреждении дальнейших разрушений – при условии неукоснительного соблюдения существующего режима хранения. Любое его нарушение может привести икону к гибели, которая станет настоящей национальной трагедией. Какое-либо перемещение иконы невозможно.

Из текста официального письма Департамента культурного наследия и изобразительного искусства Министерства культуры Российской Федерации № 2251-05-23 следует, что местом пребывания древней "Богоматери Одигитрии" XIII–XIV вв. определена местная религиозная община церкви Александра Невского частного элитного коттеджного поселка "Княжье озеро" Истринского района на Ново-Рижском направлении Московской области.

Таким образом, уникальная древняя икона XIII–XIV вв. изымается из государственного национального музейного фонда, и передается местной негосударственной организации. Отметим также, что церковь Александра Невского, о которой речь идет в письме Министерства культуры, в настоящее время в процессе строительства, и ко дню освящения (5 декабря 2009 г.) это будет совершенно новое, не имеющее стабильного климата, здание.

Русский музей постоянно содействует восстановлению и украшению храмов России. Так, только в храмы Санкт–Петербурга и епархии безвозмездно было передано более двухсот икон. Отреставрированы домовые церкви Михайловского дворца и Инженерного замка, куда музей готов поместить икону "Богоматерь Одигитрия". Подобный опыт есть у Третьяковской галереи, где чудотворная икона Богоматери Владимирской XII в. хранится в Никольской церкви.

Русский музей готов организовать копирование древней иконы Богоматери Одигитрии и для церкви Александра Невского в "Княжьем озере". В подобной ситуации в 1992 г. по просьбе Полоцкой епархии в Русском музее был исполнен точный список с иконы "Богоматерь Одигитрия" одним из лучших иконописцев-копиистов России Н.Г. Богдановым и передан Высокопреосвященнейшему Филарету, митрополиту Минскому и Гродненскому. В настоящее время эта прекрасно исполненная копия находится в Крестовоздвиженском храме Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцке, где занимает почётное место и почитается верующими как истинная православная святыня.

Такое решение кажется верным, поскольку оно наиболее точно отражает традиции православной культуры, рассматривающей почитаемый список или копию, как подобие оригинала (первообраза).

Сотрудники отдела
древнерусского искусства Государственного Русского музея
ТП
И вот здесь:
http://users.livejournal.com/_corso_/181108.html
- приводится совсем свеженькое описание состояния иконы.
ТП
Вандалы.
Броша
Дикость какая, даже не верится.
Alex
Искусство на службе у народа.

Сегодня видел директора РМ - жаль мужика, все понимает, но сделать ничего не может.
Это их власть, сынок.
ТП
Но можно НЕ УЧАСТВОВАТЬ.
Alex
Цитата(ТП @ 6.12.2009, 01:06) *
Но можно НЕ УЧАСТВОВАТЬ.

А он, Таня, и не участвует. Он просто существует. Вид у него - я его еще раз видел - просто растоптанного и затоптанного в грязь человека. Который всю жизнь и душу свою положил в этот музей, скромно и самоотверженно поднял Русский Музей до вполне себе конкурента Эрмитажа, в отличие от Пиотровского без излишней помпы, тихо и скромно.

Но время тех, о ком писал Островский.
r154
А судиться ? Сомнут ?
Alex
Цитата(r154 @ 7.12.2009, 20:57) *
А судиться ? Сомнут ?

С кем судиться? С элитным поселком? С Кириллом?

Надо еще спасибо сказать что элитный поселок не построили прямо в Русском Музее.
ТП
А вот информация о ранее переданной из музея иконе:

Цитата
Специалисты-реставраторы и музейные хранители не берутся сегодня прогнозировать дальнейшую судьбу легендарного чудотворного образа – Боголюбской иконы Божией Матери, написанной в конце XII века. История этого бесценного памятника искусства Древней Руси типична для многих икон, переживших события 1917 года.

После неудачной реставрации в 1920 году Богоматерь «Боголюбская» находилась в Успенском соборе города Владимира, в 1946-м – передана в музей, где ее после многолетней реставрации удалось привести в состояние стабильности для хранения. Затем в 1992 году икона была передана Церкви и содержалась с тех пор в Успенском соборе Княгинина монастыря в том же Владимире.

Официально сохранность древнего образа, оказавшегося в распоряжении Владимирской епархии РПЦ, должна была обеспечиваться соблюдением режима хранения с помощью специально оборудованного киота – камеры с поддержанием внутри нее искусственного климата. В присутствии специалистов, ежегодно посещавших монастырь, киот торжественно открывали, чтобы те могли убедиться в наличии иконы и неизменности ее внешнего вида, а затем снова запирали на замок. Так и продолжалось вплоть до весны 2009 года, когда сами монахини монастыря сообщили сотрудникам Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника о том, что с иконой что-то неладно. Музейщики же забили тревогу уже по-настоящему: икона оказалась поражена грибком.

«Как реставраторы, мы зашли в тупик, – говорит руководитель отдела реставрации памятников древнерусской темперной живописи Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э.Грабаря Галина Цируль. – В данный момент икона лежит на столе, музей нас торопит, мол, делайте что-нибудь, но мы до сих пор не можем принять решения. Площадь отставания красочного слоя все увеличивается и увеличивается, вводить клей опасно – там вода, и это может ускорить катастрофу. С самого начала мы порекомендовали положить икону при постоянном климатическом режиме на стол и никому к ней не прикасаться, потому что трогать ее теперь нельзя.

…Плесень обнаружили весной, когда еще лежал снег. Когда через какое-то время музею удалось забрать икону к себе, мы собрали там большой научный совет, потом еще один с привлечением еще более широкого круга специалистов. Ситуация сегодня такова, что мы не можем даже оценить состояние древесины на участках, закрытых левкасом и красочным слоем. На обнаженных местах мелких повреждений, под микроскопом мы обнаруживаем древесину в структуре «пружинящей губки», что особо страшно для иконы. ».

До передачи Церкви икона находилась под присмотром реставраторов. Состояние доски было вполне стабильным, лик и другие участки живописи тонированы и сохранены. Так что благодаря профессионализму реставраторов внешний вид иконы не указывал на какое-то неблагополучие. Но что же могло случиться с ней в Успенском соборе?

По словам Галины Цируль, «оказалось, что две кассеты, которые должны были поддерживать микроклимат в камере, просто не работали. Одну монахини даже куда-то продали – такие вещи денег стоят. Икона стояла просто за стеклом, всего-навсего закрытой на ключик. Тем временем плесень с соседней стены благополучно ползла к иконе, прямо у витрины с образом постоянно стояли живые цветы в воде. Кроме того, недавно в храме поменяли и пол. Сначала он был белокаменный, а тут появился спонсор, и древний каменный пол быстренько заменили гранитным. Монахини ни во что не вникали, поэтому ни о каких грунтовых водах и дренаже речи даже не заходило. Ну а теперь все это отразилось не только на храме, но и на самих монахинях: почти все они жалуются на щитовидку. Ясно же, что гранит фонит сильно, но никто его на этот предмет скорее всего даже не проверял.

При последнем исследовании мы обнаружили, что живых плесневых грибов на самой иконе, к счастью, не осталось. Но при осмотре рядом с местом, где она недавно висела, выяснилось, со слов монахинь, что «здесь у нас крестильня и, конечно, сыро». Вот еще деталь, которая была бы смешной, если бы все не было так грустно: мы приподняли плинтус, а под ним… колония грибов! Со шляпками даже…».


Полностью здесь: http://religion.ng.ru/events/2009-12-23/3_icon.html?mthree=4


И комментарий Левона Нерсесяна в его ЖЖ:
http://users.livejournal.com/_corso_/185484.html
ТП
Вот еще несколько ссылок по теме:

http://users.livejournal.com/_corso_/189676.html

http://users.livejournal.com/_corso_/191287.html

- там, в свою очередь, содержатся еще ссылки.
ТП
По телеканалу "Культура" (или как там его теперь обозвали) прошел анонс: на следующей неделе утренняя передача "В главной роли" будет посвящена проблеме передачи музейных экспонатов церкви (всю неделю по будням, пять гостей).
ТП
По итогам пожара в Центре Грабаря - вот что пишет в своем ЖЖ Левон Нерсесян из Третьяковки:
Цитата
Теперь у меня, слава Богу, есть информация от инсайдеров, которая, в целом, выглядит более или менее благополучно - по крайней мере, сильно благополучней, чем можно было бы предположить в сложившихся обстоятельствах.

Подробнее здесь:
http://users.livejournal.com/_corso_/210725.html
Это текстовая версия форума, возможен только просмотр основного содержимого сайта. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста нажмите сюда.
Invision Power Board © 2001-2018 Invision Power Services, Inc.