В тоже время были отмечены и весьма недружественные акты по отношению к международным наблюдателям. Так, например, в штате Огайо, по словам депутата парламента Дании Соэрена Соэндергаарда, на избирательный участок не была допущена группа наблюдателей ОБСЕ. А депутат Государственной думы России Алексей Островский, принимающий участие в наблюдении за президентскими выборами в США в 2004 году по линии ОБСЕ, в свою очередь, сообщал, что американские избиратели, приходя на участки, массово не предъявляют никакого документа, что создает возможность для манипуляций и так называемого «двойного голосования». Кроме того, как отмечал Островский, на ряде избирательных участках в штате Мэриленд ему не удалось обнаружить ни одного наблюдателя от кандидатов в президенты. По словам россиянина, прибывшие в качестве наблюдателей по линии ОБСЕ, испытывали серьезные трудности в своей деятельности.
Тут следует отметить, что далеко не все представители миссии ОБСЕ-2008 восприняли такие мягкие формулировки главы миссии. Так, группа европейских наблюдателей на выборах США от ОБСЕ выступила с критикой в адрес американских властей. По словам европейцев, им ограничили доступ к избирательным участкам. Группа наблюдателей от ОБСЕ, работающая на выборах президента США в штате Флорида, выразила критику по поводу ограничений их деятельности американскими властями. Депутат немецкого бундестага Патрик Майнхардт (Patrick Meinhardt), работающий в составе делегации ОБСЕ, сообщил о том, что им было позволено посетить лишь один избирательный участок. «Мы считаем, что это неприемлемо, - цитирует его слова немецкое агентство DPA, - Наблюдателям не следует предписывать, какой избирательный участок им посещать, не говоря уже о том, чтобы вообще запрещать их посещение».
В частности, Исполнительный директор избирательной комиссии штата Северная Каролина Гари Бартлет вообще посоветовал международным наблюдателям держаться от избирательных участков на расстоянии не меньше 20 метров. Как заявил глава делегации ОБСЕ в Северной Каролине, член парламента Норвегии Бьорн Хернейс, он уже «четыре раза был на выборах в России и всегда беспрепятственно проходил там на избирательные участки, чего не происходит в Америке». Проблемы с мониторингом голосования для международных наблюдателей возникли во многих штатах, в том числе во Флориде, Пенсильвании и Огайо.
В частности отмечены и заслуживают критики следующие факты:
· большая децентрализация избирательного законодательства и минимум федеральных стандартов,
· разная интерпретация федеральных законов местными властями,
· обеспокоенность вызвало то, что управляющие выборами офицеры (должностные лица) (chief election officers) в штатах и округах избираются исключительно по партийной линии. Они одновременно принимают участия в выборах, которые администрируют. Это порождает конфликт интересов,
· большие финансовые затраты на политические кампании,
· большие очереди избирателей в большинстве штатов,
· некоторые штаты, которые разрешают раннее голосование, не гарантируют тайну раннего голосования и голосования по почте (законы Maryland, Nevada, North Carolina, Oregon, Wyoming не гарантируют тайну голосования почтой и раннего голосования),
· БДИПЧ/ОБСЕ рекомендовало пересмотреть право отсылать по факсу заполненный бюллетень избирателям, находящимся в других округах,
· из-за способа, которым следует вводить бюллетени в некоторые машины для голосования, тайна голосования не была соблюдена,
· сложность доступа для третьих партий (в некоторых штатах третьим партиям нужно было собрать 3 % подписей тех избирателей, которые голосовали на прошлых выборах президента),
· в штате Мичиган федеральный суд определил, что власти использовали незаконные методы для устранения избирателей,
· было отмечено, что из 1.3 млн. избирателей зарегистрированных с помощью ACORN, 400 000 были отклонены по разным причинам (двойная регистрация, неполные формы, ложные формы, мошеннические заявления). 450 000 избирателей было правомерно зарегистрировано. Остальные были избиратели, которые сменили адреса,
· в медиа об Обаме отзывались в целом лучше, чем об Маккейне, третьим кандидатам было пределено мало внимания,
· зафиксировано незначительные технические проблемы с машинами для голосования, с незначительным воздействием на выборы,
Были судебные разбирательства, которые, в том числе, касались:
· доступа наблюдателей от партий
· процедуры подсчёта специальных бюллетеней
· технологий для голосования
· регистрации избирателей
· финансирования кампаний
· продления времени для голосования и др.
· в штатах Alabama, Arizona, Florida, Georgia, Ohio, Texas не партийным наблюдателям запрещён доступ на избирательные участки
· в Colorado, Louisiana, Pennsylvania, Virginia значительно усложнён доступ наблюдателям на избирательные участки.
Итак, с учетом вышеприведенной информации, ни высокая явка, ни гигантские расходы вновь не гарантировали американскому народу его демократического права свободно выразить свою электоральную волю. Вновь и вновь мы находим подтверждения того, что в условиях реальной американской правовой действительности такие категории как «демократия», «выборы», «права человека» и т.п. являются лишь идеологическими лозунгами, предназначенными исключительно для внешнего пользования. Внутри страны американский режим используют совсем иные принципы.