Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Дума разрешила армии воевать с народом
Форум ТВС > Общие форумы > Основной
albor
Беспредельная свободаАлександр Черкасов, «Мемориал»

Госдума предоставила Вооруженным силам России право участвовать в операциях внутри страны с использованием военных средств. Сегодня депутаты приняли в первом чтении законопроект, вносящий изменения в статью 10 федерального закона "Об обороне", дополнив его новым пунктом: "Вооруженные силы РФ могут применяться для противодействия террористической деятельности военными средствами в соответствии с законодательством РФ". Таким образом, участие в контртеррористических операциях будет законодательно разрешено регулярным армейским подразделениям, а не только внутренним войскам или милиции. За принятие законопроекта проголосовали 325 депутатов.

В настоящее время, согласно 10-й статье, борьба с терроризмом не включена в задачи армии. Согласно действующему закону «Об обороне», «Вооруженные силы РФ являются государственной военной организацией, предназначенной для отражения агрессии против России, для защиты целостности и неприкосновенности территории страны, а также выполнения задач в соответствии с международными договорами РФ». Однако в законе нет нормы прямого действия, оговаривающей возможность привлечения армии к антитеррористическим операциям. Привлечение же Вооруженных сил к выполнению задач с использованием вооружения "не по их предназначению" производится президентом.

Отсутствуют такие нормы и в других законодательных актах, а в законе "О борьбе с терроризмом" задачи и функции Вооруженных сил РФ определяются в опосредованном порядке – через задачи, функции и полномочия Министерства обороны РФ, отмечает ИТАР-ТАСС.

Однако на деле российская армия уже давно принимает участие в контртеррористической операции в Чечне, и новые поправки просто закрепляют существующее положение дел.

Новые поправки устраняют этот пробел. Законопроект рассматривается в рамках "антитеррористического пакета", сформированного в законодательном портфеле Госдумы после теракта в Беслане. Один из авторов законопроекта, член думского Комитета по обороне Мамма Маммаев говорит, что проблема расширения роли армии стала актуальной «в условиях активизации терроризма на территории России».

В отзыве думского комитета по обороне подчеркивается, что законопроект не противоречит Конституции России и полностью соответствует международно-правовым нормам.

В ходе дискуссии представители фракции КПРФ предложили перенести на более поздний срок принятие решения по применению вооруженных сил в контртеррористических действиях. В частности, замруководителя фракции Сергей Решульский, а также Николай Кондратенко выразили опасение, что армия после вступления в силу закона может использоваться не по назначению. "Вооруженные силы должны защищать рубежи государства от внешнего агрессора", – сказал Решульский.

Представитель правительства в Думе Андрей Логинов сообщил, что ко второму чтению правительство может внести некоторые незначительные поправки. Он посоветовал депутатам дать правовую трактовку понятия "военные средства".
albor
За ценой не стоим
Наталия Геворкян

Без пол-литра я в сегодняшних новостях разобраться не могу. А я все же профессиональный чтец новостей. То есть, как в этом разбираются те, на кого, собственно, и работают все информационные ресурсы – то есть в широком смысле народ – не понимаю. Впрочем, возможно, информация тоже уже отделилась от аудитории, как власть от страны, и предназначена узко заинтересованному кругу лиц.

Например, что означает информация о том, что «Дума разрешила армии воевать внутри страны»? То есть до сегодняшней поправки к ст. 10 закона «Об обороне» армия у нас не воевала внутри страны? А что она 10 лет делала в Чечне – фольклор собирала? Или имеется в виду, что армии там вовсе не было? Или Чечня – это не территория России? То есть вся эта информация про министра обороны Грачева, начало войны, обещание блицкрига и бесконечное продолжение этого «блицкрига», все эти погибшие, похороненные и неопознанные русские солдаты – это все не про армию. Не про нашу армию. Это не наша армия воюет (участвует в контртеррористической операции) в нашей Чечне. Или – это наша армия воюет не в нашей Чечне. Потому что если это наша армия воюет в нашей Чечне, то при чем здесь «Дума разрешила…» Или наша армия воевала в нашей Чечне до сегодняшнего дня незаконно? Получается так, если только сегодня «Дума разрешила армии воевать внутри страны». Не понимаю, хоть убейте.

К тому же возникает нехорошее подозрение. Значит, вот эта поправка про нашу армию в нашей стране увязана с печально знаменитым «антитеррористическим пакетом», предложенным законодателями после трагедии в Беслане. Я помню, что одной из версий большого количества жертв в бесланской школе было использование армии против террористов. То есть в Беслане была проведена не спецоперация, а войсковая операция со всеми вытекающими отсюда последствиями для отдельно взятой школы, заполненной в меньшей степени террористами, а в большей – детьми и гражданскими лицами. Может быть, в глубокой подоплеке столь удивляющей меня поправки заложено право армии палить из танков по объектам, где находятся заложники? Ну, в общем, палили же в 1993 по Белому дому. Можно, правда, в том случае трактовать пальбу по Белому Дому как пальбу по террористам…

Вообще, конечно, особый русский путь борьбы с терроризмом тоже возможен и, наверное, логически вытекает из общего особого пути России, столь милого сердцу многих. В то время как развитые страны, столкнувшиеся с терроризмом и захватом заложников, вынуждены были создавать очень специальные, очень хорошо обученные элитные подразделения, которые точно знают, что спасение жизней заложников – их основная задача, мы, видимо, точно усвоили, что основная задача в аналогичных ситуациях – смерть террористов. Даже за счет жизни заложников. Особый путь России всегда укладывался в грустную фразу «мы за ценой не постоим». А при такой обесцененности человеческой жизни в нашей стране наша армия имеет полное право по нам долбать всеми доступными ей армейскими средствами. Я даже подозреваю, что после этой поправки эффективность борьбы с терроризмом в России возрастет до 200 процентов: 100 процентов уничтоженных террористов и 100 процентов уничтоженных заложников. Короче, или Минобороны разрешили делать вот это, или 10 лет войны в Чечне оно вело незаконно, за что следует посадить страшно сказать сколько людей.

Ну ладно, отдельная журналистка Геворкян чего-то не понимает. Это, будем считать, ее отдельно взятая проблема. Но вот вчера и сегодня что-то не поняли все ведущие СМИ, что уж говорить о рядовых читателях.

Они, СМИ, почему-то все как один и совершенно одинаково не поняли Кудрина и Оганесяна. Все журналисты одновременно и одинаково не поняли, что ВЭБ не финансировал покупку ЮНГ «Роснефтью». Они все синхронно и однозначно не поняли, что кредит в 6 миллиардов долларов ВЭБ привлек у китайцев совсем не для того, чтобы «Роснефть» купила ЮНГ. Просто это такая рутинная штука – получить у иностранных банков каких-то вшивых 6 миллиардов в качестве предоплаты поставок нефти для компании, которая сама по себе стоит меньше этого кредита и меньше актива, на покупку которого эти деньги, да помилуй Бог, конечно же, не пошли. Да их и не хватило бы, поскольку ЮНГ стоит не только больше «Роснефти», но и дороже суммы кредита, ой, извините, предоплаты.

Итак, вчера все как один не поняли Кудрина, который, как вчера же казалось, внес наконец ясность в то, кто же проплатил сделку по покупке ЮНГ. Сегодня ВЭБ выступил с заявлением, из которого вытекает, что министр финансов Кудрин ничего не знает и ровным счетом ничего не понимает. В равной степени ничего не знает и не понимает глава Федерального агентства по энергетике Оганесян. И теперь уже снова журналисты, если им захочется поверить ВЭБу, тоже не знают и не понимают то, что вчера уже им казалось ясным и даже подтвержденным компетентными (куда уж компетентнее – два министра!) лицами – откуда бабки, Зин.

Хрен бы с ней, с ложью – эка невидаль в России. Не жалко прогрессивного якобы министра, выглядящего невнятным малокомпетентным пацаном. Не в первый раз. Дико жалко читателей и зрителей – потому что разобраться в этой каше совершенно невозможно. Политэкономическая жизнь в России – это набор условных знаков, понятных посвященным. ВЭБ заявил так, потому что… Оганесян сказал так, потому что он лоббирует… Кудрин сыграл в такую игру, потому что… Прочитав всю эту муть, нормальный человек сделает только один вывод: в верхах идет какая-то грязная игра без правил, за бабки, конечно же.

Вы скажете, что нормальному человеку нет никакого дела до ВЭБа и Кудрина. Это так. Но этот нормальный человек не слепой и не глухой. Он включает радио и телевизор, шуршит иногда газетой. Он упростит для собственного понимания любую сложную схему. Он сделает простой вывод из предоставленного армии права воевать в собственной стране. Тем более что у нас богатая в этом смысле история – Новочеркасск, например. А тут, кстати, волна таких Новочеркассков катится по всей стране. Он не будет разбираться, кто, кому, за что и сколько миллиардов заплатил, объединив свое простое отношение к этим непонятным верхушечным играм и игрокам простым и емким русским словом «дерьмо». Он, этот наш нормальный, непосвященный, не шибко сытый и вмеру злой обыватель построит простую картинку окружающей его действительности: у «верхов» своя жизнь, свои интересы и свой уровень «бабок», у «низов» – своя жизнь, свои интересы, а бабки если и есть, то те, которые мерзнут на улице и просят назад свои льготы. Что дальше бывает – см. учебник истории. Хорошо не будет никому.
otgolosok
Ну а что? Штурмовать квартиры посредством сноса целого дома уже начали. Пора подумать о применении по террористам тактического ядерного оружия. Самое то.

4.gif
НимфоМан
Да все нормально, чего так все возбудились-то??
просто теперь де-юре в Чечне войны нет. А есть войсковая антитеррористическая операция. Оно давно напрашивалось. Очень даже логично. И ход малозатратный такой. И время для рекламы на каналах освободилось, вместо пропаганды. И плакат теперь на набережной у Курского снять придется. А то глаза уже намозолил. 5.gif
otgolosok
А кто возбудился? мы тут все спокойны, аки трупы. 15.gif
НимфоМан
Ну... альбор, вроде, напрягся...
otgolosok
Не напрягся, а запостил пару материалов. Правильно сделал.
НимфоМан
Не знаю, не знаю... Я подозреваю некое напряжение...
otgolosok
Подозрительность - это плохо. Надо верить в лучшее.
albor
Еще вот это сюда же подклейте:

Новая «чрезвычайка»?
АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ


Владимир Путин прислал в комитет Госдумы свои поправки в Закон «О противодействии терроризму». И эти поправки проливают свет на причины склоки в руководстве российских специальных служб, которая в конце декабря стала достоянием гласности. Путин предлагает включить в проект закона положения, которые наделяют президента правом «определять федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области борьбы с терроризмом», а также «порядок создания федерального органа и соответствующих органов в субъектах РФ, обеспечивающих координацию деятельности органов госвласти в области противодействия терроризму».

До сих пор считалось, и первая редакция закона исходила из этого, что органом, отвечающим за борьбу с терроризмом, является ФСБ, а Федеральная антитеррористическая комиссия, которую предполагали сформировать, должна была представлять собой межведомственную координирующую структуру. Но из поправок следует, что Кремль замыслил создание по существу новой специальной службы, с полномочиями, которых сейчас нет даже у ФСБ. Эдакой новой «чрезвычайки».

В частности, руководитель будущего «органа» совместно с губернатором принимают решение о проведении антитеррористической операции в регионе, они же решают, какие силы и средства других ведомств (вероятно, Минобороны, МВД и ФСБ) нужны для проведения операции. То есть директор этой службы может получить в свое подчинение территориальные органы и воинские части других силовиков. Обладатель таких полномочий автоматически становится одним из влиятельнейших сановников в государстве. Есть подозрение, что именно за возможность занять этот пост и разгорелась перед Новым годом драка между чекистскими начальниками.

Есть подозрение также, что новая спецслужба будет замыкаться исключительно на президента. В другой поправке, где на Вооруженные силы возлагается задача по пресечению террористической деятельности за пределами России, говорится, что решение о направлении армии за границу принимается президентом на основе решения Совета Федерации. Однако если брать положения о новой «чрезвычайке», то в них ни о каком парламентском контроле речи нет вовсе.


И не забудьте про постановление за нумером 895.
НимфоМан
Не могу уже... 15.gif
в смысле - не подозревать.
Так надежнее.
otgolosok
Надёжнее - это вряд ли. Но, может быть, занимательнее. areindeer.gif
albor
Беспредельная свобода
Александр Черкасов, «Мемориал»

2 февраля Государственная Дума в рамках рассмотрения "антитеррористического пакета", сформированного в законодательном "портфеле" после теракта в Беслане, приняла поправки к Закону "Об обороне". Статья 10 Закона дополнена пунктом: "Вооружённые силы РФ могут применяться для противодействия террористической деятельности военными средствами в соответствии с законодательством РФ". До сего дня борьба с терроризмом в задачи армии не входила.

Стоп, скажет внимательный читатель. Что-то здесь не так. "Контртеррористическая операция" у нас в России продолжается пять с половиной лет, с начала августа 1999-го - и с самого начала в этой операции участвуют Вооружённые силы. Армия воевала в Чечне и пять, и десять лет назад, - правда, тогда это называли "разоружением незаконных бандформирований", - а поправки в закон принимают только теперь?

Сомнения, что и говорить, обоснованные. Но, может, лучше поздно, чем никогда? Возможно, приведение законодательства в соответствие со сложившейся практикой, с жизнью, позволит эту жизнь цивилизовать?

Вообще-то законы нужны, прежде всего, для борьбы с разрухой в головах. Это обычно помогает затем навести порядок в окружающем мире. Назвав вещи своими именами и ограничив норму, закон тем самым определяет и преступление, выход за эти границы - а далее уже и способы борьбы с ним. Кто, как и при каких условиях должен действовать, кто должен разрешать эти действия и контролировать исполнителя. Такие защитные механизмы нужны, чтобы используемое "лекарство" не оказалось хуже "болезни", а бесконечная борьба с преступлением не стала новой нормой жизни. Это - как технологическая документация и инструкции по технике безопасности для инженера или рабочего. Как карта, дорожные знаки и правила дорожного движения - для путешественника или водителя. Но в России, как мы знаем, дорог нет - есть направления...

"Своими именами", говорите? Вы очень удивитесь, но у нас в России, - сиречь в Чечне, - не было и нет войны, даже "вооружённого конфликта немеждународного характера": она там проходила под разными псевдонимами. Точно так же, не было и нет чрезвычайного положения со всеми его атрибутами - комендантским часом и т. п. Вместо последнего были "временные ограничения на передвижение в ночное время". И так везде - сплошные псевдонимы, эвфемизмы и личины.

"Рассудку вопреки", скажете? Но нет, была в том пара хитростей. Федеральный центр отказывался признавать стороной в конфликте сепаратистов - тех самых, что раньше были занесены в лежавшие в высоких кабинетах телефонные справочники в качестве законной власти маленькой республики, и даже званы в Кремль, - теперь их в упор не видели. Во-вторых, всевозможные силовые структуры освобождались от массы утомительных ограничений, накладываемых международным гуманитарным правом, типа по мирным жителям не стрелять и с пленными обращаться гуманно...

Обошли закон, да? Но то был лишь первый вираж политического слалома.

Скажем, для введения в Чечне чрезвычайного либо военного положения - что в первую, что во вторую войну - требовалась санкция верхней либо нижней палаты Федерального Собрания. Какие проблемы, скажете? Парламент тогда, - в 1994-м и в 1999-м - был отнюдь не ручной и не послушный, и одобрение инициатив власти исполнительной гарантировано не было. И тогда было найдено спасительное решение: использовать федеральный закон "О борьбе с терроризмом" от 25 июля 1998 г. 130-ФЗ, статья 7 которого позволяла привлечь вооруженные силы для участия в "контртеррористической операции". Правда, принимая на основании Ст. 10 Федерального Закона "Об обороне" решение об использовании вооруженных сил не по их предназначению, Президент был обязан учитывать и подпункт "З)" пункта 1 статьи 5 того же закона, из которого следует, что привлечение Вооруженных Сил и других вооруженных формирований с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению должно быть оформлено указом Президента - и затем утверждено Советом Федерации. Кроме того, поскольку этот документ не мог не повлечь ограничение прав граждан, он подлежал обязательному обнародованию - однако опубликован был только в 2002 году, и то частично...

Можно продолжить описание политико-правовых виражей. Согласитесь, хорошо наша власть держится на горных лыжах, обходя вешки?

Правда, были здесь неизбежные и не очень приятные последствия. Да, в контртеррористической операции - в Будённовске, в Кизляре или в Беслане - это было необходимо и допустимо. Вооружённые силы требовалось использовать немедленно, но локально. Вообще, в при определении "контртеррористической операции" подразумевалось "единство места и времени" (это было похоже на "правило горячего следа" из англосаксонского права: при преследовании преступника, скрывшегося в здании, полиция может немедленно войти туда без специальной санкции, нарушая тем самым habeas corpus). Но в 1999-м применительно к Чечне закон был истолкован произвольно и расширительно. "Операция" проводилась в течение многих лет на многих тысячах квадратных километров. Такая протяжённость в пространстве и во времени отрывала следствие - действия силовых структур - от причины - действий террористов. Свобода рук, господа!

"Силовикам" во "вторую чеченскую" были, по сути, предоставлены неограниченные права и возможности - но без какой-либо регламентации их использования, и без соответствующей системы контроля. По сути, был искусственно создан правовой вакуум. Результатом использования таких поистине беспредельных полномочий стал, разумеется, беспредел, тактика ответа "террором на террор". В итоге "машина смерти" стала "вечным двигателем", и террор вернулся в Россию - на Дубровку, на Каширское шоссе, на Рижскую, в Беслан, - как результат "контртеррористической операции".

Похоже, что власть, используя "маленькие хитрости" в обходе законов, уподобилась тому псковскому мужику, который кондуктора обманул - билет купил, а сам пешком пошёл...

Но теперь-то всё изменится, верно? Статью 10 Закона "Об обороне" поправили, и не нужны никакие специальные процедуры, никакие парламенты. Вот примет Дума весь "антитеррористический пакет", и...

Заполнит ли Закон сложившийся правовой вакуум - или эта "торричеллиева пустота" будет заботливо сохранена?

Пока всё, что мы знаем, - включая голосование в среду, - свидетельствует о втором: о расширении полномочий и облегчении процедуры их использования.

А в пустоте летать трудно - можно только падать.

Что же ещё должно случиться, чтобы гибельность этого пути стала очевидной?
Это текстовая версия форума, возможен только просмотр основного содержимого сайта. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста нажмите сюда.
Invision Power Board © 2001-2018 Invision Power Services, Inc.