Война вассалов
[3 МАРТА 2005, 17:50] ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА

Вчера господин Миллер на фоне господина Богданчикова заявил, что «Роснефть» войдет в «Газпром», а «Юганскнефтегаз» станет при этом самостоятельной компанией.

Сегодня компания г-на Богданчикова распространила пресс-релиз, из которого следует, что вчерашнее заявление г-на Миллера есть его личное мнение и что «Роснефть» не будет входить в «Газпром», а лишь передаст туда кое-какие активы. Не совсем понятно, почему г-н Богданчиков не опроверг личного мнения г-на Миллера прямо вчера, сидя с ним бок о бок, и почему ему понадобилась целая ночь, чтобы спросить о своем личном мнении кого-то еще.

Мне казалось, надобно сказать, что после истории с «Байкалфинансгруп» эти ребята ничего круче отмочить не смогут. Каюсь, ошибалась. Нет предела совершенству.

Я долго думала, что именно мне это напоминает, и наконец вспомнила: Пелопонесскую войну. Не со стороны Греции, а со стороны Персии.
Персидское царство к 5 веку до н.э. было устроено замечательным образом. Были сатрапы – Ионии, Дакии, Мезии, Фракии т.д., – и все они воевали между собой. В самом буквальном смысле, со сражениями и с привлечением греческих наемников. И был царь, который этот процесс войны контролировал. Процесс контроля над войной сатрапов между собой и назывался управлением государством.

Любимый инструмент управления президента Путина – это разводка. Причем сначала это была разводка между крупным бизнесом, в ходе которой два олигарха, воюющие между собой, поочередно бегали в Кремль и все больше и больше от него зависели. Потом – в ходе истории войны «Альфы» и Реймана – мы увидели, что друзья президента также являются объектом разводки. А не только ее субъектом. В ходе войны Фрадкова и Грефа мы увидели, что объектом разводки являются также члены правительства.

Но даже на этом фоне война «Газпрома» и «Роснефти», война Миллера и Сечина – исключение. Это война двух лучших, двух самых избранных, двух самых преданных вассалов между собой, и в ходе этой войны оба они продолжают оставаться самыми преданными вассалами и только из факта преданности черпают силы для войны.

Два абсолютно преданных человека, визжа, катаются по тронному залу и рвут друг на друге волосы. Проблема в том, что в ходе этой драки у них обнажаются интимные финансовые органы или из карманов вываливаются предметы, которые никак не должны находиться в карманах верных слуг государства.

Возьмем, к примеру, тот же «Юганск». Еще совсем недавно президент заявил, что «Юганскнефтегаз» вернуло себе государство и сделало это совершенно законным способом. И вот тут же выясняется, что государство улетучилось из «Юганска» прямо-таки со второй космической скоростью и что на собрании акционеров, проведенном 25 февраля, в реестре числилась не только пресловутая «Байкалфинансгруп», но и еще какие-то ЗАО «Форпроект XXI» и ООО "Мега Альянс", причем учредитель последней, ЗАО "Трансфер Инвест", является собственностью неких физических лиц. И что на том же собрании «Юганск» одобрил продажу «Роснефти» в 2005-м году 55 млн тонн нефти по трансфертной цене 100 долл. за тонну, при том что текущая рыночная цена – 230 долл. (Из одного этого уже следует, что отдавать «Роснефть» «Газпрому» никак нельзя. Какой смысл сидеть на «Юганске» в роли бурового мастера и смотреть, как все прибыли оседают в дочке «Газпрома»?)

Разводка – хороший инструмент для проведения спецопераций. Или для установления бандитом контроля над бизнесом. Но в качестве инструмента управления государством она не подходит, потому что в ходе драки высокие дерущиеся стороны выносят на свет все скелеты из всех шкафов.

****************

Осторожно, перформанс!

[3 МАРТА 2005, 16:47] ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА

Организатору выставки «Осторожно, религия!» и директору Сахаровского центра Юрию Самодурову грозит три года тюрьмы, руководителю выставочной группы музея Людмиле Веселовской и художнице Анне Михальчук – по два. Именно столько потребовала для них гособвинитель Кира Гудим.

Напомню историю вопроса.
В январе 2003 года в музее им. Сахарова прошла выставка «Осторожно, религия!». В выставке участвовали представители художественной тусовки весьма специфического круга, характерным представителем которого является г-н Кулик, тот самый, который голым на четвереньках изображал собаку. На выставке были представлены экспонаты, потрясающие своим глубоким содержанием и необычностью формы. Как-то: щит с логотипом Кока-колы, ликом Христа на нем и подписью «сие есть кровь моя» по-английски. Фотография деревянного Креста на пригорке, символизирующем Голгофу, с подвешенной к перекладине гирляндой сосисок. И прочие в том же роде.

Видимо, памятуя об участи Салмана Рушди, свободолюбивые эстеты не стали создавать художественные произведения на тему «свинья, совершающая намаз».

Поэтому мусульмане, которые просто сожгли бы Сахаровский музей с его экспонатами, выставку проигнорировали. Зато на ней появились шестеро православных граждан, вооруженных елочными шариками, наполненными краской. Этими шариками они забросали высокохудожественные произведения и получили в ответ — по жалобе художников — уголовное дело по статье «хулиганство».

Однако вскоре дело против погромщиков закрыли и возбудили другое — уже против эстетов. Процесс этот тоже стал своего рода перформансом. Православные бабушки и дедушки слетались поглядеть на «сатанистов», как мухи на мед. Обвинение зачитывало обращения верующих с просьбой покарать «осквернение символа христианства — двуглавого орла», а на лестничной клетке, уставленной иконами и изображениями царской семьи, можно было заметить богомольца с фотографией убитого Распутина. Богомолец объяснял, что «Распутин умучен жидами». Все рекорды побил вопрос представительницы столичной прокуратуры Новичковой: она спросила организаторов выставки, что они думают об отношениях между католичеством и ХРИСТИАНСТВОМ.

Заступаться за г-жу Новичкову и умученного жидами Распутина, конечно, не с руки. Но вот беда — заступаться за художников, устроивших «актуальный перформанс», тоже как-то не тянет.
Если организаторы выставки и вправду считали, что борьба с религией — самое актуальная тема наших дней, то они запоздали родиться лет эдак на 250. Да и трудно мне представить Кулика в роли Вольтера.

Что же до художественного уровня выставки, то, скажем прямо, до Рафаэля и Микеланджело, которые, помнится, тоже создавали произведения на религиозную тему, художник Кулик не дотягивает. Никто бы о выставке и не узнал, если бы православные бабушки ее не разгромили.

В нынешней художественной богеме эпатаж заменил талант. Если ты не знаешь нот — бей кастрюлей по голове и говори, что это перформанс. Не умеешь рисовать — покакай перед пустой рамкой и скажи, что это инсталляция.

Однако ресурсы человеческого тела (как-то прыгание обнаженным, испражнение в присутствии зрителей) конечны, и зрителям быстро надоедает. Поэтому наиболее прозорливые эстеты додумались обновить эстетику скандала через политические провокации.

Одна скандинавская художница недавно соорудила инсталляцию в честь шахидки, взорвавшей десяток человек. В кроваво-красном бассейне плавала лодочка со свечкой. Жизнь удалась — пришел израильский посол, бассейн расплескал, свечку потопил. Новаторшу запомнили.

Организаторы выставки «Осторожно, религия!» выбрали, как им казалось, удачную нишу. Путина не задевали, стало быть, что ожидалось? Ну, придет парочка черносотенцев. Разобъет высокохудожественные экспонаты. Будет шум, будут интервью, будут гранты и изучение творчества новых русских художников в западных университетах. Не одному же Церетели бабки рубить.
Не случайно граждане эстеты первыми побежали жаловаться на погромщиков. Чем больше децибел, тем легче добыть грант. Как в дзю-до, они хотели использовать реакцию погромщиков для увеличения своей рыночной капитализации.

Вот только выставку организовывали в одной России, а судят ее устроителей — совсем в другой. Художники рассчитывали на гранты, а могут получить срок. И я не знаю, что больше свидетельствует о духовной болезни нации: тот факт, что православные противники выставки повели себя так, как повели; или тот, что ее устроителей всерьез объявляют борцами с мракобесием и творческими личностями.

************

Необыкновенная проницательность милиции
[3 МАРТА 2005, 15:17] ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА

Вчера в Москве ловили бандитов, расстрелявших сотрудника милиции, преследовавшего превысивший скорость джип. Ловили с шумом — по всему городу стояли патрули.

Уже есть результаты: по одним достоверным данным, сотрудники милиции установили владельца джипа. По другим достоверным данным, они допрашивают человека в наручниках, который сидел на заднем сиденье джипа и во время перестрелки успел сбежать.

Надо сказать, что угон дорогих иномарок в Москве — это кавказский, преимущественно ингушский бизнес. Угоняют так: в момент, когда владелец садится в машину, вскакивают рядом, суют ствол под бок и командуют «сиди тихо». Раньше заставляли писать доверенность на машину. Теперь все чаще вывозят в лес, там выкидывают, забрав часы-бумажник, объясняют: «Через неделю с тобой свяжемся, заплатишь за работу — получишь машину обратно. Если пойдешь к ментам, паспорт твой известен, прописка известна, наших родственников в Москве двадцать человек, а в горах — двести, понимай все сам». Обычно с бригадой работают один-два мента.

Эксцессы случаются редко, за последние годы было только два: во время угона машины Натальи Ветлицкой застрелили ее охранника (он был гордый, спецназовец, полез на стволы), да угнали БМВ-«семерку» у жены Грызлова. В обоих случаях машин не нашли и похитители на связь не выходили.
Отсюда видно, какую титаническую работу проделали менты, которые а) установили владельца машины (то есть того самого человека, который сидел на заднем сиденье в наручниках), б) допрашивают человека в наручниках, который из этой машины выпал и который, как уже глубокомысленно замечают СМИ, возможно, выведет на след преступников. И еще добавляют: мужчина-то — кавказской внешности. Никак на след ваххабитов вышли.

Вот интересно, жену Грызлова после угона ее машины допрашивали? С пристрастием? На предмет, какие дела у нее были с неизвестными ей лицами, вскочившими в ее машину? В чем вина несчастного владельца джипа, похитители которого застрелили мента, который.... который.... а собственно, что хотел гаишник сделать с превысившим скорость джипом?

Он подошел к нему в одиночку, не вытащив оружия и будучи явно не готов к тому, что перед ним — преступники. Неужели вы думаете, что инспектор ГИБДД просто хотел взять взятку? Неужели инспекторы ГИБДД берут взятки?