Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Приключения Александра Пушкина
Форум ТВС > Общие форумы > Основной
otgolosok
Цитата
ПРИКЛЮЧЕНИЯ АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА
Новая газета, 06.06.2005. Публикация Льва ВЯТКИНА, Рисунки Резо Габриадзе

    Наряду с воспоминаниями о Пушкине друзей и знакомых имеются также и воспоминания крепостных крестьян села Михайловского.
    Эти записи немногословны, но весьма интересны. Самое, на мой взгляд, поразительное, что крестьяне отлично знали, кто такой Пушкин.
    Он явно был для них далеко не просто «барин», но человек, которому многое дано от Бога…
    Русский крестьянин, как известно, очень наблюдателен от природы и умеет давать верные и точные характеристики. В чем нетрудно убедиться еще раз, читая приводимый ниже отрывок.
    Рассказавший о Пушкине крестьянин Афанасий был неграмотен. Однако записанные с его слов сведения посчитали значительными: их заверил своей подписью настоятель Святогорского монастыря архимандрит Николай.
    Мне посчастливилось обнаружить эту запись в отделе рукописей Российской Государственной библиотеки в Москве.
    Рассказ интересен, и я приведу его полностью. В рукописи он называется так:
   
«Пушкин в сельце Михайловское. Со слов крестьянина деревни Гайки Афанасия»

    Александр Сергеевич Пушкин за время нахождения своего в сельце Михайловском (Зуеве), то есть в течение двух лет, часто бывал в Святых горах, приходил в монастырь и по целым часам гулял на Святой горе около храма, а иногда даже на том самом месте, где похоронен.
    Когда он приезжал в Михайловское, он никакого внимания не обращал на свое сельское и домашнее хозяйство: ему все равно, где находились его крепостные и дворовые крестьяне, на его ли работе (барщине. — Л.В.) или у себя в деревне. Это было как будто не его хозяйство. (За Пушкиным, согласно ревизской сказке, числилось 220 душ крестьян, из коих 200 были заложены в Московском опекунском совете для уплаты долга государю-императору Николаю I, который дал деньги на издававшийся поэтом журнал «Современник». — Л.В.).
    Его можно было видеть гулявшим по дороге около деревни или в лесу. Бывало, идет Александр Сергеевич дорогою, возьмет свою палку и кинет вперед, дойдет до нее, подымет и опять бросит вперед, и продолжает другой раз кидать ее до тех пор, пока не приходит в село.
    Александр Сергеевич посещал и Святогорскую ярмарку, и его всегда можно было видеть около столпившихся и певших свои припевки старцев. Он заберется в их толпу и записывает, что они поют, а иногда и сам пел вместе с ними разные припевки (какие, например, использованы в «Борисе Годунове»: «Ино дело чванство, а иное дело пьянство… Одна заботушка: пьем до донушка, выпьем, поворотим и в донушко поколотим». — Л.В.).
    Один раз Пушкин был переодевшись старцем и находился в Святогорском монастыре на девятой ярмарке (в 1832 г.) в толпе нищих, а в 1832 г. в это время проходил мимо исправник. Услыхавши, что поют нищие, он приказал их всех арестовать, но, когда узнал, что тут в толпе находится Пушкин, он их освободил. (Этот случай с арестом Пушкина подтверждает другой крестьянин, псаломщик села Вороничи Александр Дмитриевич Скоропостов: «В таком виде его один раз сам исправник не узревши, кто он, взял под арест в арестантскую, но когда открылось, что это сам Александр Сергеевич Пушкин, сию же минуту освободил…» — Л.В.) С тех пор как только полиция увидит, что в толпе нищих находится Пушкин, то полицейские уходят, как будто никого не видели.
    К нему в село иногда приезжали господа, его знакомые, но всегда на самое короткое время, а также приезжал из Святогорского монастыря монах, беседовал с ним или ходил с ним вдвоем по лесу, а иногда Александр Сергеевич ходил около собравшихся толпою в праздники крестьян, и если они пели песни или разговаривали что-нибудь, он, бывало, остановится и записывает их песни, рассказы и шутки (такие записи действительно были, но большинство их ныне утрачено. — Л.В.).

       
От публикатора:
    Хотелось бы обратить внимание на одну из деталей в рассказе крестьянина Афанасия: Пушкин, бывая в Святогорском монастыре, «иногда прогуливался на том самом месте, где теперь сам похоронен».
    Вот что пишет П.В. Анненков в «Материалах для биографии А.С. Пушкина» (гл. XXXIX): «Надежда Осиповна, мать поэта, скончалась в следующем, 1836 году. Александр Сергеевич положил тело ее в Святогорском Успенском монастыре и тут же сделал вклад обители на собственную могилу, которая недолго его ждала…».
    Возможно, Афанасий случайно стал свидетелем того, когда и где Пушкин выбирал себе место для могилы. И стоял именно там, где и был вскоре похоронен. Поэт выбирал себе «вечную обитель» спокойно, философски, видимо, под влиянием только что пережитой утраты — смерти матери, которую очень любил… (В советское время считалось, что его хоронили подалее от С.-Петербурга по указу царя.)

http://2005.novayagazeta.ru/nomer/2005/40n/n40n-s35.shtml

1.gif
nikname
Однажды Пушкин гулял в лесу с дамами. Он спрятался за дерево.
-Пушкин! Пушкин! Где вы?
-Во мху я!
Это текстовая версия форума, возможен только просмотр основного содержимого сайта. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста нажмите сюда.
Invision Power Board © 2001-2019 Invision Power Services, Inc.