Цитата(чудо юдо @ 9.05.2006, 06:18)
Ваниш, а ты не можешь выложить конспект этого словесного по... тока, а то времени нет все это читать. В две-три фразы, или хотя бы в свой обычный пост?
Упоминаемая мной лекция Сергея Ковалева — действительно очень интересна. Причем, особенно тем, кто поражен всевозможными мифами и "контрпропагандой", ее тем более полезно будет прочитать целиком и внимательно, чтобы не просто
услышать пару тезисов, а попробовать понять логику и аргументы Ковалева — человека мудрого и незаурядного.
Ну хотя бы в контексте —
"врага нужно знать в лицо"Что же до краткого конспекта, то мне, действительно, стоило бы его набросать, чтоб помочь тем, кто не может разбрасываться своим временем.
Но чтобы составить толковый конспект, мне самому придется еще раз подробно проработать это выступление, а я до сих пор не нашел для этого время.
Попробую схалтурить, и сделать беглый набросок. Сразу хочу призвать к тому, чтобы любое обсуждение основывалось на исходном тексте. а не на моем "комиксе".
================
Итак. Сергей Ковалев называет право нации на самоопределение (ПНС) — "изобретением дьявола". Ковалев напоминает, что из-за этого "права" стлетиями льется кровь, как со тсороны тех, кто пытается "самоопределиться", так и со стороны тех, кто стремится не допустить этого.
Ковалев напоминает, что противостоящие "самоопределению" принципы — 1) национальный суверенитет и 2) территориальная целостность — не имеют отношения к демократии, а происходят из феодализма (почему — см. исходный текст) и проливать кровь за эти принципы в третьем тысячелетии — преступно и глупо.
При этом Ковалев вовсе не защищает ПНС, а напротив, доказывает, что ПНС порождает уродливые явления, не имеющие ничего общего со свободой, демократией и идеологией прав человека, сетует, что либеральная идеология (на первый взгляд) оказывается беззащитной перед сепаратизмом.
Цитата
Напомню: сепаратистские движения, чаще всего кровавые — отнюдь не прерогатива посткоммунистических стран. Фламандцы в Бельгии и франкофоны в Канаде — это едва ли не единственный на сегодняшний день пример сравнительно мирных сепаратистских движений. А единственные, кажется, за весь двадцатый век примеры мирной сецессии — это отделение Норвегии от Швеции в 1907 году, да еще, пожалуй, “бархатный развод” Чехии и Словакии в 1992-м. Все остальное — кровь, кровь и кровь.
Цитата
Далее. Все это было бы несмертельно, если бы сводилось исключительно к почкованию новых независимых государств. Ну, хочется людям кормить своих собственных дармоедов, — пожалуйста. Если маленький но гордый народ Курзюпии готов содержать на свой счет посольства на всех континентах мира, — его дело.
Беда в другом: никто не дает нам гарантию, что новые независимые государства в самом деле готовы устраивать новую независимую жизнь своих народов по законам свободы и права. Пожалуй даже имеет место противоположная тенденция: очень часто народ, добившийся независимости и образовавший собственное мононациональное государство, первым делом принимается скручивать в бараний рог свои собственные меньшинства и вообще всех, кто не разделяет патриотический порыв большинства. А политический строй в новых независимых государствах чаще всего можно назвать демократическим лишь с большой натяжкой.
Вооот... Продолжая скакать с пятого на десятое, выдерну к каким выводам приходит Ковалев. и какие пути решения видит.
Цитата
Каков же выход из этого логического тупика?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо попробовать проанализировать саму природу либерализма, понять фундаментальную философскую основу этой политической концепции. Я предлагаю считать такой основой — права личности.
Концепции общественной свободы, механизмы демократии описывают принципы совместной жизни больших масс людей: этносов, религиозных общин, социальных групп, политических и культурных сообществ. Что означает приоритет прав личности перед интересами всех этих человеческих коллективов?
На самом деле это очень просто: этот приоритет означает, что все различия, все границы, которые люди провели между собой — второстепенны. Первостепенным для общественной жизни является простой факт принадлежности всех нас к общности более высокого порядка —человеческому роду.
От противников либерализма часто приходится слышать, что права личности — это принцип, разъединяющий людей, противопоставляющий одного человека другому, насаждающий эгоизм и индивидуализм. Нет ничего более далекого от истины, чем это утверждение. Философия прав человека — это концепция, объединяющая людей гораздо крепче, чем любое другое существовавшее доселе мировоззрение.
Ковалев говорит, что современный мир уже столкнулся с глобальными проблемами (экономическим кризисом, экологическим кризисом, проблемами разрыва со странами "третьего мира", культурными кризисами и т.п.) и решить эти глобальные планетарные проблемы в рамках традиционной национальной государственной обособленности — просто невозможно.
К тому же, Ковалев говорит, что современный мир уже давно — единое целое.
Цитата
Его сделала таковым технологическая, коммуникационная и информационная революция. Мыслители предыдущих веков проповедовали это единство как то, к чему должно придти человечество — так вот, оно к этому пришло. Оно пришло к единству, не теряя своего национального и культурного многообразия, ибо в нем тоже залог выживаемости. Но любая национальная идея останется сегодня мертворожденной утопией, если она не будет органической частью общечеловеческого идеала.
Правда, остается убедить в этом само человечество. И, прежде всего, небольшую, но самую ограниченную, консервативную и самоуверенную часть человечества — современных профессиональных политиков.
Нормальный, психически здоровый человек, если ему не задурили голову разного рода вожди и идеологи, никогда не будет интересоваться тем, какого цвета знамя развевается над его родным сельсоветом, и кто изображен на гербе, прибитом к спинке судейских кресел в районном суде — двуглавый орел, одноглавый волк или вообще всадник без головы.
Ему на это наплевать. А не наплевать ему на то, вороватые чиновники сидят в муниципалитете, или более-менее честные, не слишком ли они лезут в его личные дела, и может ли он добиться в местном суде справедливости. И на то, не пошлет ли его завтра какое-нибудь верхнее начальство умирать и убивать других людей во имя добра и справедливости.
Ну и теперь — к главному:
Цитата
В сущности, сепаратистское и имперское сознания — одинаковы. И то и другое исходят из тезиса о том, что главный вопрос общественной жизни — это вопрос о государственном суверенитете, то есть о возможности распоряжаться судьбами людей. И противопоставить этому можно только одно — идею суверенного человека как части человеческого рода.
А значит, единственный путь — это путь принципиального ограничения компетенции суверенного государства в пользу суверенного человека. И решаться эта задача может только усилиями человечества в целом, а не отдельных государств.
Иными словами, речь идет о старой, многократно выдвигавшейся и многократно осмеянной идее мирового правительства. Точнее — квазиправительства, ибо в его компетенции должен оказаться гораздо более узкий круг вопросов, чем тот, на который претендуют современные национальные правительства.
И вот здесь начинаются сны политического идеалиста....
И дальше уже Ковалев подробно представляет те принципы, на каких по его мнению должен быть организован современный (будущий) мир. Это уже нужно читать дословно...