Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Учебник по любви к России
Форум ТВС > Общие форумы > Основной
Страницы: 1, 2, 3
Молчун
Чтобы в горле запершило

Вышел школьный учебник по любви к России


МИХАИЛ ПОЗДНЯЕВ





Коллектив ученых под руководством директора Центра по изучению России Университета Дружбы народов, доктора философских наук Игоря ЧУБАЙСА выпустил экспериментальный учебник для старших классов под необычным, если не провокационным, названием «Отечествоведение» (первоначально его предполагалось назвать «Россиеведение»). В новом учебном году книга пройдет испытания в нескольких школах Калининградской области. Игорь ЧУБАЙС рассказал «Новым Известиям» о том, почему любовь к родине должна стать сегодня школьным предметом.

–Учебников по истории, в том числе экспериментальных, за последние годы вышло немало. Чем отличается от них ваше «Отечествоведение»?

– Это не какая-то новая, сто шестая по счету, книга по истории для школьников, а новая в принципе, с четкой сверхзадачей, для нашей школы непривычной. Не зря в предисловии сказано: мы хотели бы, чтобы у читателя порой першило в горле. Патриотизм ведь формируется не через призывы «Любите Родину, мать вашу!», а через познание – что это за страна такая, в которой ты живешь. Слово «Отечествоведение» не мы придумали – его предложил еще Дмитрий Иванович Менделеев. Он был не только величайшим химиком, но и автором ряда замечательных работ о России, о чем в советское время старались не вспоминать. В дооктябрьской школе был курс «Отечествоведения». Когда лет семь назад я начал говорить о преподавании «Россиеведения» и люди стали смеяться – что, мол, он плетет, разве может быть «Россиеведение» или, скажем, «Америковедение»! – они понятия не имели не только о Менделееве-историке, но и о том, что в Индии изучают Indian Studies, а в США American Studies... Везде, кроме России, постижение своей страны как феномена является нормой. Только мы, будто попугаи, повторяем «дураки и дороги», «воруют» и подразумеваем под этим свою национальную специфику, не задумываясь: а почему, если так все плохо, Россия существует второе тысячелетие?

– Получается, вы последовали совету Игоря Губермана: «Давно пора, япона мать, умом Россию понимать!»

– На наш взгляд, сегодня главная задача, стоящая и перед властью, и перед обществом, – перечитывание русской истории. Вот сейчас необычайная мода на Чехова, в Москве одновременно идут пять постановок «Вишневого сада», и в каждой – особое прочтение. Возвращаясь по ходу жизни к уже знакомой пьесе или книге, мы разное в них считываем, разное понимаем. И на разных уровнях. Наш учебник состоит из четырех частей. Во-первых, русская историософия. Не просто хронология событий – был Александр, потом его брат Николай, потом Александр II... Мы вычленили шесть узловых точек нашей истории, как сейчас говорят в науке, «точек бифуркации», когда решался вопрос об альтернативе развития.

– То есть вы пытались в истории России найти логику, которой никто в ней не видит?

– Последним, кто так утверждал, имея на то право, был Петр Яковлевич Чаадаев. Да и утверждал он так, полагаю, главным образом потому, что не читал живших гораздо позже него Ключевского и Соловьева. После них заявлять, будто русская история лишена логики, – в лучшем случае некомпетентность, а в худшем злонамеренность... Вторая часть – история русского языка. Речь идет не о чередовании гласных и синтаксисе (хотя и об этом), но о параллельных процессах становления государства и становления языка и о том, как, скажем, Крещение Руси вызвало появление славянской азбуки. Или как язык влиял на стиль правления. Третий раздел, который писал я, – философия России. Это попытка вычленить идеи, во все века лежавшие в основе строительства государства и решения проблем ее движения в будущее. Начиная с Достоевского, впервые заговорившего о «русской идее», все наши великие мыслители бились над ней. Именно потому, что видели ее кризис. Пока все было в порядке, никто ее не искал. И то, что сегодня мы так часто слышим о поиске «русской идеи», тоже о многом говорит. Ряд современных гуманитариев, к числу которых принадлежу и я, исходят из того, что Россия – страна, разорванная во времени (до 1917-го существовало 1000 лет одно государство, а потом 75 лет совсем другое), посему выход из нынешнего кризиса – это преемство 1000-летней России. Попытка не вернуться в начало ХХ века, но вписать историческую логику в сегодняшний контекст: что было бы с нами, если бы не случилось такого трагического разрыва...И заключительная часть нашей книги – задачник по словесности, где не расписано, как в привычных учебниках, когда кто родился и умер и когда что сочинил, и чем отличается образ Печорина от образа Базарова. Мы решили помочь школьнику выстроить более фундаментальные образы русской литературы: Бог и человек, добро и зло, поиск истины и справедливости, богатство и бедность.

– Вы упомянули имя Чаадаева. Его спор о судьбе и миссии России каким-то образом присутствует за кулисами вашего учебника?

– Мы писали его с позиций патриотических...

– И, значит, некритических?

– Нет. Это значит, что мы пытались подчеркивать в нашей истории все, для нас важное сегодня, а если вычленять какие-то проблемы, то искать их возможные решения. Чувство, с которым ученик должен отложить наш учебник и пойти на экзамен, – это не просто гордость за свою родину, но и уверенность, что у нас достаточно сил, чтобы справиться со всеми трудностями, потому что ведь как-то же справлялись с ними предки. Все зависит от нас. Одно из характерных и самых болезненных проявлений сегодняшней массовой культуры – «фанаты». Патриотизм невозможен без трезвой, зрелой ответственности. Никто за тебя ничего не сделает – иначе мы все будем оставаться инфантильным обществом, «страной-подростком», как нас часто называют на Западе. Я в учебнике рассказываю школьникам о том, что в Германии началась после войны дискуссия о нацизме, продолжающаяся по сей день. И подвожу их к той мысли, что выбор будущего пути страны определяется не указанием Путина или высказыванием Солженицына – это их мнения, они так считают, имеют право – нет, ответы на главные вопросы могут быть получены только в ходе гражданской, общенародной дискуссии. То, что нашу книгу будут читать и обсуждать 11-классники, по существу, явится моделью такой дискуссии. Учебник пройдет проверку в Калининградской области. Надо сказать, что тамошние чиновники сами вышли на меня, прочитав интервью в одной из центральных газет. Я рассказывал о работе над учебником и о том, как мы ищем для него «испытательный полигон». Есть нечто символическое в том, что постижение России школьниками начнется на ее западных рубежах. Но уже сейчас изъявили желание ввести курс «Отечествоведения» в школьную программу нескольких департаментов образования других регионов, в том числе и расположенных на востоке.

– Игорь Борисович, можно ли, прочитав этот учебник, сделать вывод, что творцами русской истории были и остаются не те, чьи памятники мы ставим, ломаем и снова ставим, но загадка русской души?

– Знаете, я сейчас как раз заканчиваю книгу, которая будет называться «Разгаданная Россия». О душе говорить, с одной стороны, очень просто, а с другой – у науки нет подходящего инструментария. Того самого «аршина общего», которым можно измерить и мою квартиру, и территорию всей страны. Чем отличается русская душа от китайской – вот что для меня загадка...

– Митрополит Антоний Сурожский как-то совершал миссионерскую поездку по Африке, и вождь одного племени, представляя его своим подданным, сказал: «Вы не смотрите, что наш гость такой белый – душа у него такая же черная, как у нас».

– То-то и оно! Загадочность (лучше сказать «проблемность») – в том, что Россия за свою историю несколько раз переживала и сегодня переживает фундаментальный идентификационный кризис. Когда люди говорят уже не об олигархах и не о том, что зарплату вовремя не выдают, – нет, когда на всех углах слышишь о поиске национальной идеи, значит, мы настолько глубоко провалились в этот кризис, что жить без общенациональных ориентиров и самоидентификации всей нации дальше нельзя. Нация после 1917 года и до сих пор понимается в России биологически – откуда и все межнациональные конфликты. Тогда как нация – общность гражданства и языка. Поэтому в понятии «русская идея» нет ничего оскорбительного ни для одного из этносов, живущих в нашей стране.

– Сергей Сергеевич Аверинцев, заканчивая свои лекции, часто говорил: «А может, все выглядит совсем по-другому». Сейчас, когда книга уже вышла, у вас не возникает схожего ощущения?

– Вне всякого сомнения. Мы исходим не из того, что создали некий эталон, и теперь все должны брать под козырек. Более того, в самой книжке написано, что фундаментальный вопрос об идентичности России сегодня имеет четыре варианта решения. Кем будем мы и чем будет наше Отечество, нынче не знает никто. Исходя из того, что Россия – разорванная во времени страна, она в ближайшем будущем может стать ремейком СССР, может отказаться вообще от всей своей истории и начать с нуля, слепо копируя Запад, может самовоссоединиться с 1000-летней Россией (что, на мой взгляд, наиболее предпочтительно), и четвертый вариант – пытаться двигаться во всех трех этих направлениях...

– То, что сейчас происходит?

– В значительной степени да. Когда Ленин лежит в Мавзолее, Николай II в Петропавловской крепости, гимн советский, флаг имперский и в придачу ко всему этому банковский кризис и потребительская мораль – по принципу: «Добро пожаловать немецко-фашистским оккупантам!»... Понятно, почему так происходит. Но понятно и что этот путь – бесперспективный: вопросы, на которые само время требует дать ответы, остаются висеть в воздухе. Может, в этом и проявляется «загадка русской души»?..

Справка «НИ»

Игорь Борисович ЧУБАЙС родился в 1947 г. в Берлине. В 1972 г. закончил философский факультет Ленинградского университета. После аспирантуры работал в Институте социологии АН СССР, преподавал в ГИТИСе. С 1985 г. – один из лидеров неформального демократического движения, создатель «Демократической платформы в КПСС», впоследствии преобразованной в Республиканскую партию России. В 1990 г. по распоряжению Егора Лигачева был исключен из КПСС за деятельность, направленную на раскол партии. На рубеже 80-х–90-х гг. – сотрудник Научного центра Радио «Свобода» и Центра по изучению Восточной Европы (ФРГ). С 1997 г. преподает в Университете Дружбы народов, на базе которого создает Центр по изучению России.
Vanish
Название темы провокационное!!! eek.gif
Молчун, вы часом не профессиональный журналист? Если бы не был упомянут Чубайс, я бы тему и читать бы не стал, а так — заставили. Обманным путем 9.gif
Молчун
Цитата(Vanish @ 12.07.2004, 01:09)
Молчун, вы часом не профессиональный журналист?

Упаси Боже! crazy.gif
Vanish
Цитата(Молчун @ 12.07.2004, 00:10)
Упаси Боже! crazy.gif

Гы. В таком духе банеры составляют.
"Пропал народный артист!" и фото Киркорова. Выясняется, что Кире возможно не дадут звание народного 2.gif

А еще в конце 80-х тетка на улице книжки продавала. "Булгаков!" — кричит — "Булгаков!"
Народ расхватывает налету. Ну, и мы с сестрой схватили. Оказалось, действительно, Булгаков. Только не Михаил, а какой-то Николай 10.gif
otgolosok
Цитата
...под необычным, если не провокационным, названием «Отечествоведение»...


Вот ведь... сперва прочёл "отечествоваведение"... rolleyes.gif
дикое Кенгуру
Цитата(Молчун @ 11.07.2004, 23:47)
Игорь ЧУБАЙС рассказал «Новым Известиям» о том, почему любовь к родине должна стать сегодня школьным предметом.

Лоховод - тот кто занимается разведением лохов.

Вообще захлеснувшее Россию лицемерие - результат отсутствия свободы слова. Без неё у лицемеров нет обратной связи, и им начинает казаться, что все вокруг идиоты и воспринимают всё, что они несут за чистую монету.

В результате болезненное лицемерие развивается всё сильнее и сильнее, и сам больной выглядит всё более и более неадекватным.
tom
Oдну глaву учебникa нaдo пoсвятить Пoлу Хлебникoву.
Vanish
Цитата(дикое Кенгуру @ 12.07.2004, 03:34)
Лоховод - тот кто занимается разведением лохов.
Вообще захлеснувшее Россию лицемерие

Гм... Ну уж не знаю, насколько хорош или плох этот учебник (никто из присутствующих его в руках не держал), но в статье ничего "лицемерного" я не обнаружил

Цитата
Чувство, с которым ученик должен отложить наш учебник и пойти на экзамен, – это не просто гордость за свою родину, но и уверенность, что у нас достаточно сил, чтобы справиться со всеми трудностями, потому что ведь как-то же справлялись с ними предки. Все зависит от нас. Одно из характерных и самых болезненных проявлений сегодняшней массовой культуры – «фанаты». Патриотизм невозможен без трезвой, зрелой ответственности. Никто за тебя ничего не сделает – иначе мы все будем оставаться инфантильным обществом, «страной-подростком», как нас часто называют на Западе. Я в учебнике рассказываю школьникам о том, что в Германии началась после войны дискуссия о нацизме, продолжающаяся по сей день. И подвожу их к той мысли, что выбор будущего пути страны определяется не указанием Путина или высказыванием Солженицына – это их мнения, они так считают, имеют право – нет, ответы на главные вопросы могут быть получены только в ходе гражданской, общенародной дискуссии.


Чем плох подход?
Vanish
ЗЫ. Или у многих просто выработалась алергия на само словосочетание "любовь к Родине"?
дикое Кенгуру
Цитата(Vanish @ 12.07.2004, 04:54)
Гм... Ну уж не знаю, насколько хорош или плох этот учебник (никто из присутствующих его в руках не держал), но в статье ничего "лицемерного" я не обнаружил.

Брат-Чубайс и любовь к Родине - две вещи несовместны. Не верю, как сказал бы кое-кто. Не верю.


Цитата
Или у многих просто выработалась алергия на само словосочетание "любовь к Родине"?

А ещё Кое-кто учил любви к ближнему. Родина же ( в лице Чубайса, Путина, и прочих ) не является ближним, потому и любить эту "родину" - деньги на ветер.
medium black wolf
Ваниш, лицемерие - здесь, к примеру:
Цитата
Чувство, с которым ученик должен отложить наш учебник и пойти на экзамен, – это не просто гордость за свою родину, но и уверенность, что у нас достаточно сил, чтобы справиться со всеми трудностями, потому что ведь как-то же справлялись с ними предки.

Вы действительно считаете, что эти чувства (кстати, вредные, ИМХО, так как первое - гордость за чужие заслуги, а второе - просто пресловутый "русский авось") могут гарантированно (веть "должен", а не "может") быть вызваны прочтением учебника, сколь угодно прекрасного?
Чорт
Цитата(tom @ 12.07.2004, 04:59)
Oдну глaву учебникa нaдo пoсвятить Пoлу Хлебникoву.

Угу, купите учебник, напишите главу, вклейте и посвятите.
Потом удивляйте гостей. 2.gif
Чорт
Цитата
А ещё Кое-кто учил любви к ближнему.


В итоге, его хороших учеников по количеству жертв смог переплюнуть только Гитлер, который такому не учил.



Цитата
Родина же ( в лице Чубайса, Путина, и прочих ) не является ближним, потому и любить эту "родину" - деньги на ветер


Вот погодите, разберутся Где Надо, кто на самом деле для вас является ближним, и за какие такие сребреники вы их любите... 2.gif
Скептик
Мне лично Игорь Чубайс нравится гораздо больше его брата ... Тихий, умный ...
Зритель из партера
Коллектив авторов решил заработать на дубликате истории России.
Murena
Цитата(Vanish @ 12.07.2004, 01:09)
Если бы не был упомянут Чубайс, я бы тему и читать бы не стал, а так — заставили. Обманным путем  9.gif

Интересное дело! 9.gif

Где обман? Где в заголовке искажение фактов???
Murena
Цитата(medium black wolf @ 12.07.2004, 10:17)
Вы действительно считаете, что эти чувства могут быть вызваны прочтением учебника?

Еще хуже - там содержится намек на экзамен. Если и не экзамен, то в любом случае "учебник" - то что вроде бы предполагается заучивать. (Или - "садись, два".)

И при этом из статьи просматривается текст не информационный, а частью оценочный, частью - философически-аналитический с явными признаками индивидуальной авторской теории.
И то, что вполне - как большинство таких теорий, кстати, - может быть любопытно для прочтения, будет выдано школьникам для заучивания. То есть - как то, что так и есть.
otgolosok
Кстати, о любви к родине.
Должна же быть в этой области своя камасутра!
думаю, Шендерович бы справился с подготовкой текста. 2.gif
Валерa
Кхм..

И будут бороться две идеи:
Идея "либеральной империи" и идея "авторитарной демократии"..

А что, забавный предмет.
Как хорошо. что я школу уже кончил..
Vanish
Цитата(medium black wolf @ 12.07.2004, 09:17)
Ваниш, лицемерие - здесь, к примеру:

Вы действительно считаете, что эти чувства (кстати, вредные, ИМХО, так как первое - гордость за чужие заслуги, а второе - просто пресловутый "русский авось") могут гарантированно (веть "должен", а не "может") быть вызваны прочтением учебника, сколь угодно прекрасного?

Речь идет о детях. Ребенка нужно учить.
Если учить его материться и бить слабых, учить его, что все люди — скоты, то он этому научится. Он научится ненавидить, и не будет уметь любить. Я понятно излагаю?

Если ребенка учить относиться к ближнему дружелюбно и с вниманием, он научится этому. Он будет ценить, уважать, любить других людей.

(Я пока что ничего "циничного" не сказал?)

Если ребенку с малолетства регулярно говорить, что "совок дерьмо", что "там — рай, а здесь — ад", то он так и будет относиться к своей стране и своему народу, и будет всю жизнь мечтать уехать "из этой страны".
Если ребенку рассказывать об истории страны, о том, какие интересные люди ее населяли в прошлом (давнем и недавнем), чего добились жители нашей страны, какая она интересная, не похожая ни на какую другую... т .д и т.п., то ребенок будет любить свою страну, ценить ее, защищать и беречь.

Это все не врожденное. Этому всему можно и нужно учить.

Для тех, кому не повезло с учителями это все, конечно, пустой звук и "цинизм". Сочувствую.
Zmey
Цитата(otgolosok @ 12.07.2004, 13:50)
Кстати, о любви к родине.
Должна же быть в этой области своя камасутра!
думаю, Шендерович бы справился с подготовкой текста.  2.gif

А потом писАл бы жалостливую статью, что его поймали злые и нехорошие патриоты с пассатижами и поступили с ним точно по его инструкциям, только с поправками на шендеровскую анатомию.
И что (самое обидное!) теперь весь его гонорар за книгу уйдет на возвращение нижней анатомии взад... 2.gif
Вольнопёр Марек
Цитата(Vanish @ 12.07.2004, 20:27)
Это все не врожденное. Этому всему можно и нужно учить.
Для тех, кому не повезло с учителями это все, конечно, пустой звук и "цинизм". Сочувствую.

Vanish, тут ведь речь не об учителях, а об учебнике. Все мы - имею в виду, закончившие школу до перестройки - учились литературе по одному учебнику. Как же получилось, что некоторые без книги на тумбочке и заснуть не могут, а многие уже подзабыли, слева направо или наоборот читать следует?
То есть хороший учитель и без этого учебника научит, плохому - и энциклопедия не поможет.
А сдавать и принимать экзамены на "любовь к Родине" - это извращение, ИМХО.
Новичок
Цитата(Вольнопёр Марек @ 12.07.2004, 19:56)
А сдавать и принимать экзамены на "любовь к Родине" - это извращение, ИМХО.

Учебник не по "россиелюбию", а по "россиеведению". Не передергивайте, Марек! Ведь против учебников по "краеведению" Вы не возражаете? А это нечто обобщающее - по всем краям и закоулкам 1.gif
medium black wolf
Да нет, если после прохождении курса ученик должен прийти на экзамен не с определенными знаниями, а с определенными чувствами, то как раз по россиелюбию.
Новичок
Не, Волка! Любить можно то, что знаешь - именно это, видимо, подразумевают авторы. В конце концов, мой самый любимый предмет - геометрия, которую я учил по Киселеву (не ЕАКу 1.gif ). А там о любви ни слова 2.gif .
Вольнопёр Марек
Цитата(Новичок @ 12.07.2004, 21:04)
Учебник не по "россиелюбию", а по "россиеведению". Не передергивайте, Марек! Ведь против учебников по "краеведению" Вы не возражаете? А это нечто обобщающее - по всем краям и закоулкам 1.gif

А если по "россиеведению" - то что делать с учебниками по истории России?
А тут упор, как верно заметила Волка, не на получение знаний, а на воспитание любви. Так что "передёргивание" - слишком сильно сказано.
Но, с другой стороны, я ведь учебник в руках не держал, ориентируюсь на статью, а это явно не одно и то же.
Стало быть, Вы можете быть абсолютно правы. Но тогда в силе остаётся вопрос об учебниках истории, географии и т.д.
medium black wolf
Но никто же тебе не говорил, что ты должен к экзамену полюбить геометрию? Любить можно, что знаешь (что не знаешь - тоже, кстати! Еще с большим пылом! 2.gif ), но когда любить должно - извини, не приемлю.
Vanish
Цитата(medium black wolf @ 12.07.2004, 20:13)
Да нет, если после прохождении курса ученик должен прийти на экзамен не с определенными знаниями, а с определенными чувствами, то как раз по россиелюбию.

А где это написано? В учебнике? Вы его читали?
Или вы читали экзаменационные билеты?

Прицепились к словам, вот и все. А все потому, что это же ужасный Чубайс! (в одной из его ипостасях, как Змей Горыныч)

В статье же четко сказано, что учебник по россиеведению, то бишь рассказывает детям о стране такой, России. Чего в ней было, чего не было и т.п.
Конечно, цинизм. Чубайс вздумал рассказать детям об их стране! Ну не гад?!
Vanish
А рассказать он им это захотел, чтоб они полюбили свою страну. Не мерзости всякие и не страшилки рассказать, а что-то хорошее и важное, чтоб дети это знали и ценили.

Вот цинизм-то!
medium black wolf
Ваниш, чтобы Вы зря не тратили горючее: этого Чубайса я совсем не знаю, а того - весьма уважаю.
Цитата (Ваша же! Вы спросили, где тут лицемерие, я ответила где, по моему мнению) выражает намерение создателя учебника. Он хочет, чтобы получилось так. Если не вышло - слава богу, хотя сомневаюсь, что при такой цели вышло что-то хорошее.
Новичок
Цитата(Вольнопёр Марек @ 12.07.2004, 20:18)
Но тогда в силе остаётся вопрос об учебниках истории, географии и т.д.

Быть может, если излагать историю вместе с географией (меняющейся), демографией, культуроведением и т.п., то образуется некое новое качество. Не знаю, не пробовал. Но априори давать отлуп стоит только явной ахинее, ImHO. 1.gif
Вольнопёр Марек
Цитата(Vanish @ 12.07.2004, 21:25)
А рассказать он им это захотел, чтоб они полюбили свою страну. Не мерзости всякие и не страшилки рассказать, а что-то хорошее и важное, чтоб дети это знали и ценили.

Vanish, а ведь в истории ЛЮБОЙ страны были и мерзости, и страшилки.
То есть о них рассказывать нельзя? Какое же это тогда "россиеведение"? А как же предложение г-на Чичикова: "Полюбите нас чёрненькими, беленькими нас всякий полюбит"?
Это просто современный вариант "Краткого курса истории ВКП(б)" получается.
albor
Ваниш!
Цитата
Ряд современных гуманитариев, к числу которых принадлежу и я, исходят из того, что Россия – страна, разорванная во времени (до 1917-го существовало 1000 лет одно государство, а потом 75 лет совсем другое), посему выход из нынешнего кризиса – это преемство 1000-летней России. Попытка не вернуться в начало ХХ века, но вписать историческую логику в сегодняшний контекст: что было бы с нами, если бы не случилось такого трагического разрыва...

Вы тоже принадлежите к числу этих гуманитариев?
Vanish
Цитата(Вольнопёр Марек @ 12.07.2004, 20:37)
Vanish, а ведь в истории ЛЮБОЙ страны были и мерзости, и страшилки.
То есть о них рассказывать нельзя?

О них рассказывать нужно. Но не с целью доказать, что эта страна априори ущербная, а с целью показать человеку, что толкает его страну вниз, а что поднимает вверх. Чтоб он ориентировался, и стремился сделать свою страну самой лучшей на планете.

Видите ли. Бывают в истории страны моменты (например ГКЧП), когда одни, видя надвигающееся безобразие, пакуют шмотки и линяют во Флориду, а другие, видя надвигающееся безобразие, стают у этого безобразия на пути, защищая собой свою страну.

Почему эти люди так поступают? Наверное потому что читали в детстве нужные книжки.
Можно обозвать авторов этих книжек циниками, и возмущаться их желанием научить детей "Родину любить".... Но это мне не понятно.

Любой (хороший) учитель английского, географии, математики и пр. любит свой предмет, и пытается привить эту любовь своему ученику. Чтоб ученик не просто выучил формулу спирта, а увидел насколько прекрасны эти бензолы, тектанические разломы, числа Фибоначчи!
Настоящий учитель стремится, чтоб ученик полюбил его предмет. И почему учитель "отечествоведения" не может (не должен) стремиться, чтоб ученик полюбил Отечество, мне не понятно. Что в этом порочного?
Vanish
Цитата(albor @ 12.07.2004, 20:43)
Ваниш!

Вы тоже принадлежите к числу этих гуманитариев?

К своему счастью, я до мозга костей — технарь, и гуманитарии мне далеки так же, как инопланетяне.

Но меня раздражает брезгливое отношение к стране, в которой мы живем.
albor
Так эта фраза отквоченная именно что брезгливым отношением навеяна.
Новичок
Цитата(albor @ 12.07.2004, 21:17)
Так эта фраза отквоченная именно что брезгливым отношением навеяна.

Отнюдь copy.gif
Это просто точка зрения. Если и есть брезгливость, то по отношению не к России, а к СССР.
Vanish
Цитата(albor @ 12.07.2004, 21:17)
Так эта фраза отквоченная именно что брезгливым отношением навеяна.

Не понимаю. Чьим брезгливым отношением? Вашим? Почему навеяна? В чем?

Не вижу и не понимаю. Может у вас предвзятое отношение?
albor
Конечно, мы живем в России, а эти жили в СССР, то бишь за них мы не отвечаем, и вообще - это не наша история.
Vanish
Цитата(albor @ 12.07.2004, 21:21)
Конечно, мы живем в России, а эти жили в СССР, то бишь за них мы не отвечаем, и вообще - это не наша история.

А это вы где вычитали? Это кто сказал? Чубайс?

Выдумываете вы все на пустом месте.

Сказано русским по белому — в истории был трагический разрыв. А разве не было разрыва? Или может быть он не трагический? (Я имею ввиду большевизм)

В истории Германии тоже был трагический разрыв — годы нацизма. Что делать дальше? Восхвалять нацистов (коммунистов), раз это "наша история"? Или понять почему мы рухнули в эту пропасть, откуда мы пришли, и куда стоит идти дальше, когда нам удалось выбраться оттуда.
albor
Не бывает в истории разрывов, непрерывна она. А с таким подходом вы остаетесь в пределах той же парадигмы (большевистской), только знаки меняете с плюса на минус и наоборот.
Vanish
Цитата(albor @ 12.07.2004, 21:31)
Не бывает в истории разрывов, непрерывна она. А с таким подходом вы остаетесь в пределах той же парадигмы (большевистской), только знаки меняете с плюса на минус и наоборот.

Знаки меняет тот, кто ставит памятники ССовцам и ГБшникам — убийцам и садистам.
Для меня знаки расставлены вполне конкретно, и менять их я не вижу никаких возможных причин.
Vanish
Цитата(albor @ 12.07.2004, 21:31)
Не бывает в истории разрывов, непрерывна она.

Это все игра в слова. Демагогия.
Бывают "славные страницы истории", а бывают "бесславные", позорные. Мешать все в кучу и умиляться как Эрмитажем, так и Мавзолеем в равной степени умиления ("это ж наша святая неразрывная история!") — значит предаваться фетишизму.

Мракобесие, позор, годы тирании должны быть адекватно осознанны, поняты, и должны быть сделаны выводы для того, чтобы это не повторилось.

(При исполнении Гимна России меня мутит)
albor
Ваниш!
1. Россия жила бедно и плохо, пришли коммунисты и стала она жить хорошо и сыто.
2. Россия жила сыто и хорошо, пришли коммунисты, и стала она жить плохо и бедно.
Чем первая фраза от второй отличается?
albor
Адекватно осознать - не получится, если у вас в истории разрыв. Теория катастроф получается, а не история.
cornelius
Цитата(albor @ 12.07.2004, 21:44)
Адекватно осознать - не получится, если у вас в истории разрыв. Теория катастроф получается, а не история.

А история и есть описание и анализ катастроф. Вот нет сведений о катастрофах, и времена назвали доисторическими.
medium black wolf
Ваниш, умиляться (как Эрмитажу, так и мавзолею) - чистой воды фетишизм, тут ты прав.
Знать "позорные страницы своей истории" важнее, чем "славные - потому, что больше соблазна их пропустить. Хотя страницы истории не бывают позорные, бывают лишь истинные и мнимые, да и понимаю я распространяющих на себя чужой позор не больше, чем пользующихся чужой славой.
ИК
Цитата(cornelius @ 12.07.2004, 22:49)
А история и есть описание и анализ катастроф. Вот нет сведений о катастрофах, и времена назвали доисторическими.

"Воспоминание безмолвно предо мной
Свой длинный развивает свиток:
И, с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу, и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю." © АСП

А все эти теории "черных дыр" (в 1917 история России прервала течение свое до 1991) могут привести только к повторению пройденного. Потому что все силы ушли на борьбу с коммунизмом - а бороться с новыми опасностями уже не осталось сил.
Новичок
Кювье якобы говорил, что по одной косточке может реконструировать все ископаемое животное. Кое-кто далеко его превзошел, по одной фразе автора учебника в интервью реконструировали весь учебник (где и автор, скорее всего, не один) 2.gif
Конечно, прореха длиной в 74 года не случайно возникла. И потому никакая не прореха. Надо посмотреть, что в книжке написано, а потом осуждать (все-таки знаменитая фраза про непрочитанную книжку Пастернака очень характерна для нашего общего менталитета 1.gif ).
albor
Цитата(Новичок @ 12.07.2004, 23:09)
Кое-кто далеко его превзошел, по одной фразе автора учебника в интервью реконструировали весь учебник (где и автор, скорее всего, не один) 2.gif

Зачем же по одной? Вот вам еще одна.
Цитата
...мы пытались подчеркивать в нашей истории все, для нас важное сегодня, а если вычленять какие-то проблемы, то искать их возможные решения. Чувство, с которым ученик должен отложить наш учебник и пойти на экзамен, – это не просто гордость за свою родину, но и уверенность, что у нас достаточно сил, чтобы справиться со всеми трудностями, потому что ведь как-то же справлялись с ними предки. Все зависит от нас

То есть, именно теория Кювье и лежит в основе учебника: набор разнообразных специально отобранных эксцессов в хронологическом порядке.
Это текстовая версия форума, возможен только просмотр основного содержимого сайта. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста нажмите сюда.
Invision Power Board © 2001-2020 Invision Power Services, Inc.