Цитата
Хлеб съедим, а булочные сожжем

Помня, что борьба должна продолжаться, несмотря ни на отпускное затишье, ни на расслабленность других участников освободительных альянсов, сторонники Э.В. Лимонова обратились к прямым действиям по экспроприации экспроприаторов. А именно: к посещениям предприятий общепита с последующим отказом платить по счету, ибо голодающие (в их лице) вправе питаться бесплатно, а также к безвозмездному изъятию продуктов из торговых залов супермаркетов на предмет раздачи изъятого всем желающим жертвам голода. А также к агитации, призывающей всех поступать так же.

Нечто на этой линии бывало и прежде. Например, срыв премьеры оперы "Мазепа" в Большом театре в 2004 г., когда в видах борьбы с режимом борцы захватили сцену и пускали там фейерверки. Тактика леваков в том и состоит, чтобы сокрушать ненавистные им режимы посредством ударов по аполитичному обывателю и шире - по простейшим и лежащим далеко за пределами политики основам мирного быта. Посещение театра, ресторана, магазина проходит по разряду не политики, а взаимного доверия между людьми - доверия, которое позволяет обществу не превращаться в место войны против всех, обеспечивая необходимую предсказуемость человеческих взаимоотношений. В рамках мирного бытия владелец ресторана и едок (resp. хозяин магазина и покупатель etc.) исходят из того, что обе стороны будут вести себя сообразно принятым обычаям. Клиент поест, а потом расплатится за съеденное. Равно как и свадебная пара в месте общепринятых гуляний выпьет шампанского и отправится дальше, а не будет устраивать протестных акций с тем же пусканием огней (акция той же публики под видом новобрачных на Красной площади). В том и заключается минимальная устойчивость бытия.

Но бытия - мирного. На войне все с точностью до наоборот, там как раз ценится военная хитрость, вводящая врага в заблуждение. Тем более - в войне партизанской, цель которой в том, чтобы земля горела под ногами оккупантов, т.е. чтобы оккупанты ни в каких общепринятых нормах поведения не могли быть уверенными. Левая идеология прямо такой формулой и оперирует - "городская партизанская война". Высшая ее форма - террор, более скромные формы - все, что разрушает устойчивость повседневного быта, дестабилизирует его. На возражение, что страдает от этой борьбы прежде всего обыватель, есть ответ, что иначе его не расшевелишь. Тем более что покуда он хранит лояльность к властям и сам чужд борьбе, то и правильно страдает. Официант или кассир, на которого будет сделан начет за съеденное (экспроприированное), - а вольно ему было не участвовать в борьбе и поддержанием размеренной работы своего заведения способствовать устойчивости общего положения дел.

Все это очень интересно, но часто мы слышим вполне справедливые обличения власти в том, что поборами и наездами (причем на самом разном уровне) на бизнес она разрушает нормальную экономическую среду. Тогда как устойчивый рост возможен лишь в условиях доверия и предсказуемости, которые с наездами несовместимы. Это чистая правда. Доверие - основа хозяйства. В первобытном лесу, где нужно шарахаться от каждого шороха, особого благосостояния не построишь.

Но доверие - это свобода от произвола не только агентов власти, но и простых воров и хулиганов (они же борцы). Доверие - это люди, пьющие кофе на уличной террасе, и хозяева заведения, не боящиеся, что клиент убежит, не расплатившись. Доверие - это рутина нормальных взаимоотношений между честными людьми. Власть, кошмарящая бизнес, разрушает доверие на своем участке, борцы, вооруженные лозунгом "Хлеб съедим, а булочные сожжем", - на своем. Начальники и хулиганы работают рука об руку.


© Максим Соколов, "Известия".